Кино

10 фильмов Beat Film Festival, которые можно посмотреть прямо сейчас

Опубликовано 08 ноября 2016 в 19:20
0 0 0 0 0

За семилетнюю историю Beat Fest на российских экранах были показаны десятки документальных фильмов. Если вы упустили мимолетный шанс понаблюдать за историями об актуальной культуре, у вас остается последний вариант – поиск лент в сети.

За день до Beat Weekend в Екатеринбурге, где будут презентованы свежие документальные ленты, TER нашел 10 фильмов, которые можно посмотреть прямо сейчас и написал пару слов о новинках сезона.

5a86ae44570187.5816e396624c1-min

Большие люди

Думая большом культурном явлении или описывая маленькие музыкальные революции, многие из нас вспоминают ярких зачинщиков всех беспорядков. Фильмы-портреты, посвященные великим музыкантам с самого начала занимали особое место в программе Beat Fest.

Поклонники ортодоксального метала и MTV нулевых могут получить лошадиную дозу темной эйфории за просмотром фильма «Боже, храни Оззи Осборна» 2011 года. Картина без прикрас рассказывает о дебошире и наркомане, который вместе со своими не менее экстравагантными друзьями дали начало огромному пласту тяжелой музыки. Родственники и соратники честно рассказывают о Оззи, не пытаясь приукрасить его портрет, но и не сдерживая своих признаний в любви королю тьмы.

Артист может создавать великую музыку, но именно окружение делает музыканта великим. Необычный подход к исследованию главного кантри-певца всех времен Джони Кэша демонстрирует в своем фильме режиссер Джонатан Холифф. Картина «Мой отец и человек в черном» (2012) построена на записях из аудиодневника менеджера Кэша – отца режиссера Сола Холиффа, покончившего с собой в 2005 году. Частная трагедия здесь неразрывно связана с событиями континентального масштаба, а детективное исследование переплетается с честной исповедью. Каково это — отдать свою жизнь другому человеку?

Начало 2016 года запомнилось утратой одного из самых влиятельных музыкантов и еще одного иконического персонажа – Дэвида Боуи. Фильм Френсиса Уотли «Дэвид Боуи: Пять лет» (2013) рассказывает о важнейших периодах в карьере артиста: 1971, 1975, 1977, 1981 и 1983 годах. Архивные записи концертов, встречи с Брайаном Ино и Энди Уорхоллом. Чтобы собрать по кусочкам образ одного из самых многогранных музыкантов в истории, у создателя картины ушло порядка 10 лет.

Этот фильм станет лучшим предисловием перед просмотром легендарного концерта Дэвида Боуи «Зигги Стардаст и Пауки с Марса». На этом выступлении музыкант в последний раз предстает в своем известном образе инопланетянина.

Показ концертного фильма состоится в Ельцин Центре 11 ноября в 20:30.

db913f44570187.5816e39662b01-min

Бунт субкультур

Вдохновленные великими артистами молодые люди на протяжении всей второй половины 20-го века объединялись в субкультурные движения. Впрочем, что было первично – лидеры, которые повели за собой массы, или субкультуры, которые порождают лидеров, вопрос по-прежнему спорный. Исследование субкультур, местечковых и глобальных – еще одна важная тема для фильмов на фестивале.

Картина Мэтта Вульфа «Тинейдж» (2013) – это амбициозная попытка изучить истоки мировой подростковой культуры. Богатая документальная хроника здесь смешивается с игровыми сценами, где молодые актеры цитируют подростков начала прошлого столетия. Аристократическая богема и члены Гитлерюгенда, а также панки и бойскауты рассказывают, как в жизни людей появился период тинейджерства. «Раньше мы были детьми, а потом сразу становились взрослыми. Сейчас всё иначе», – говорит герой, которому со школьной скамьи пришлось почти мгновенно отправиться в шахту.

Иногда взросление приходит даже к тем, кто во всю глотку вопил, что останется молодым навечно. Лента «Другое слово на “П”» рассказывает о панках за 40, которым пришлось оставить свою вечную юность позади ради счастливого детства своих маленьких копий. В кадре Фэт Майк из NOFX, Фли из Red Hot Chili Peppers и другие лидеры контркультуры, превращающиеся в авторитетные отцовские фигуры, татуированные с ног до головы. Они стараются вежливо общаться со школьными учителями, по привычке натянув на себя футболку Fuck The Police. Уморительное зрелище с серьезным и трогательным посылом: «Мы верили, что меняем мир своей музыкой и протестом. Теперь мы понимаем, что меняем мир, воспитывая своих детей».

Не все бунтари успевают повзрослеть, прежде чем их ребенком стал сам бунт. Фильм «Пиратская бухта. В удалении от клавиатуры» рассказывает об основателях крупнейшего пиратского трекера The Pirate Bay, оказавшихся на скамье подсудимых из-за своей принципиальной позиции. На примере одного судебного процесса можно увидеть большой конфликт старого и нового мировоззрений: авторское право против свободного распространения информации. Иногда за борьбу с системой приходится серьезно расплачиваться. Завязка картины – многомиллионный иск против пиратов от крупных голливудских кинокомпаний. В соответствии с принципами главных героев, сетевая премьера ленты состоялась на открытых площадках, одновременно с первым фестивальным показом.

Тема большого субкультурного протеста на нынешнем фестивале будет раскрыта в фильме «Фонко». В картине исследуется клубная сцена современной Африки. Смешавшись с традиционными ритмами жаркого континента, музыкальные течения со всего мира образовали новую идентичность для африканской молодежи. В фильме мы увидим, как бесконечные войны теряют свое значение для темнокожей молодежи под действием всепоглащающей культуры.

Показ фильма «Фонко» состоится на открытии Beat Weekend 9 ноября в 20:00.

 72db5f44570187.5816e39663789-min

Великие группы

Музыкальная субкультура, сконцентрированная в минимальном пространстве, часто превращается в музыкальную группу. Группа, создающая свою культуру самостоятельно, становится великой. Фильмы о таких коллективах привлекают внимание посетителей Beat Fest первую очередь. В программе этого года таких картины целых две, но и прошлые фестивали предоставляли богатый выбор.

В следующем году исполняется 20 лет со дня выхода альбома OK Computer, сделавшего Radiohead главной рок-группой своего времени. Фильм Гранта Ги «Знакомиться с людьми просто» (1998) рассказывает о первом масштабном туре коллектива. Название отсылает к нелюдимому нраву участников Radiohead и в особенности их лидера Тома Йорка. После долгих лет скромного существования, музыкантом внезапно пришлось принять на себя груз бесконечной популярности и ежедневно растущих контактов. Сложный процесс перехода из андеграунда в мейнстрим, тяжесть десятков концертов и тысячи километров пути запечатлены в этом уже классическом рокьюментари.

Жизнь команды куда меньших масштабов (по числу поклонников), но ничуть не менее выразительной показана в фильме «Волнуйтесь с нами» (2013). В центре повествования здесь Эфрим Менук и Джессика Мосс, создатели монументальных пост-роковых проектов Godspeed You! Black Emperor и Thee Silver Mt. Zion. Отчасти фильм перекликается с «Другое слово на “П”». Здесь принципиальным борцам с системой тоже приходится столкнуться с проблемой воспитания детей. Картина отвечает на вопросы: каково это, ездить в тур вместе с маленьким ребенком и радоваться его маленьким шажочкам, играя бесконечно печальную и серьезную музыку?

Редкая для программы российская картина «Еще» (2014) рассказывает о легендарных авангардистах и экспериментаторах группе «АукцЫон». Группа мирового уровня показана так же нестандартно, как и звучит. Авторы даже не пытались собрать 7 лет из жизни коллектива в единую историю и не использовали стандартную схему роудмуви, характерную для фильмах о рок-музыкантах. «Еще» – это череда бесед с артистами, музыкальные зарисовки и просто атмосфера «АукцЫона». К концу складывается ясное ощущение, что эта группа, имеющая признание среди и среди прожженных фанатов ленинградского рок-клуба и среди вчерашних хипстеров, и на родине, и за рубежом не утомится никогда и всегда будет готова дать слушателю еще.

Будущий Beat Weekend предлагает посмотреть на великих The Stooges глазами их самого известно и тоже великого фаната Джима Джармуша. Большое восторженное эссе «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» должно ответить на все вопросы, которые могут возникнуть к коллективу включая и «Как Игги Поп в свои 69 умудряется до изнеможения мордовать фанатов из концерта в концерт?»

«Gimme Danger. История Игги и The Stooges» будет показан 13 ноября в 19:00.

Фильм «Placebo: ALT.Russia» предлагает зрителю посмотреть на себя глазами больших музыкантов. В позапрошлом году «нэнси бои» отправились в большой тур по России и на протяжении всего путешествия музыканты знакомились с местной культурой и людьми, которые эту культуру делают. Напоминаем, что Placebo заглядывали в Екатеринбург, кадры уральской столицы с завидной регулярностью мелькают в трейлере, беспощадно заманивая на сеанс.

Увидеть подробности путешествия Placebo по РФ можно будет дважды: 12 ноября в 19:00 и 13 ноября в 15:00.

6d7bcf44570187.5816e39661cab-min

Места силы

Города-колыбели великих групп и столицы с пестрым перетасованным населением регулярно попадают в объективы исследователей современной культуры. Город, как причина, город как место силы и город как главный герой всплывает на «Бит фесте» каждый год.

«Лондон – современный Вавилон» (2012) – картина ветерана британской музыкальной документалистики Джульена Темпла. После работ, посвященных главным британским музыкантам (Blur, Sex Pistols, The Rolling Stones) мэтр обращается к столице родного государтсва. Темпл пытается понять, откуда ноги растут у всей этой бунтарской культуры, которой он посвятил свою карьеру. 120-минутный кино-коллаж составлен из огромного архива видеозаписей общей продолжительностью 6000 часов. Удивительное путешествие одного места через эпохи и многочисленные народы, населяющие город под лондонские хиты на все времена.

Еще один экстравагантный коллаж из другого европейского Вавилона – фильм «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине» (2015). На этот раз основой для картины стали часы личного архива Марка Ридера. Герой жил в городе в самые пестрые года, накануне крушения Берлинской стены, одновременно с молодыми Ником Кейвом, Тильдой Суинтон и другими героями эпохи, притянутыми в странное место странными обстоятельствами. При просмотре сложно бывает отделить реальную документальную съемку, с маниакальной точностью запечатлевшую меняющийся город, от талатливой стилизации. Впрочем, достоверность в этой ленте важна куда меньше, чем ностальгический портрет безумного места в те самые времена.

Не Вавилоном, но настоящий ковчегом выглядит канадский Монреаль в фильме «Город-остров» (2014). Благодаря доступной недвижимости и смешению англоязычной и франкоязычной культур, это место стало домом для дружного и разнообразного музыкального комьюнити. Огромное количество талантливых исполнителей (от Arcade Fire до Grimes, от GY!BE до Despised Icon) добыли свой звук и сформировались как творческие единицы именно здесь. «Город детей» – говорит о Монреале один из героев картины, имея ввиду многочисленных творческих личностей, которые сохранили в себе способность испытывать яркие эмоции и совершать маленькие открытия каждый день.

В этом году поиски места силы привели документалистов на территорию бывшего СССР в фильме «Когда земля кажется легкой». Поэтичный рассказ о молодежи Тбилиси, существующей в наши дни. С одной стороны, юные грузины живут в величественном пост-советском городе, с другой — ощущают себя настоящими калифорнийцами, рассекая на скейтах под палящим солнцем.

Показ «Когда земля кажется легкой» состоится 10 ноября в 20:30 и 13 ноября в 17:00.


Текст: Анатолий Зайков

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook