Исповедь риэлтора

Я — риэлтор. Для 95% населения нашего города это слово созвучно с "драг-дилер", "сутенер", "киллер", "хипстер" и прочим. Люди помоложе принимают нас за тех людей, которые готовы обмануть. Люди постарше относятся с недоверием и неохотой. Пожилые женщины и мужчины вообще предпочитают поменьше разговаривать.

Я же остановился на профессии честного риэлтора.

Из череды сериалов и кинофильмов нам кажется, что риэлтор — это зло в квадрате. Это такие тетки, которые предлагают квартиры в отвратительно пахнущих районах и пытаются сделать всё возможное для того, чтобы запах не учуяли. На самом же деле, клиент всегда сам выбирает подходящий район для проживания. А риэлтор делает уже всё остальное.

Есть два вида риэлторов (иногда их называют агентами по недвижимости). Первый — агент по продаже недвижимости. Чаще всего ими становятся взрослые 45-летние женщины и мужчины, у которых язык подвешен очень хорошо. Молодежь в этой сфере не задерживается. Взрослые люди лучше других понимают всю мороку с документами на недвижимость и проще находят общий язык с хозяевами квартиры (которые, в большинстве своем, такие же взрослые люди). Второй вид — агенты по аренде недвижимости. Сюда и идет львиная доля всей молодежи после окончания университетов, колледжей и прочих. Почему молодежь? Да потому что нужно будет передвигаться по городу постоянно, из одного конца — в другой.

Агенты работают семь дней в неделю. Даже когда они болеют, когда у них выходные (в теории, на практике приветствуется приходить и в выходные и делать свою работу), когда им нужно куда-нибудь уехать — работа идет всегда. На рабочие телефоны поставлена тысяча переадресаций. Поэтому вы в любом случае дойдете до какого-либо агента, который сможет обрисовать ситуацию.

Движитель работы для агента — реклама. Нет, это не та реклама, которая получает Канских львов за свою крутоту. Реклама у риэлтора — это тысячи объявлений, которые размещаются на разных сайтах недвижимости. На этом месте нужно рассказать о системе работы.

В каждом мало-мальски серьезном агентстве недвижимости есть своя база. У агентств поменьше — база бумажная, у крупных компаний — сервера. Агенты совершенно рандомно выбирают любую квартиру и делают объявление, но уже со своим номером телефона. На городских порталах часто выкупаются специальные аккаунты на сотни и тысячи объявлений. В то же время встречаются порталы и бесплатные.

Часто собственники квартир звонят и просят убрать объявление, аргументируя это тем, что мы сдаем их квартиры без их ведома (sic!), несмотря на то, что мы не имеем права сдать квартиру без договора между собственником и арендатором. Иногда доходит до того, что некоторые обезумевшие люди приходят и грозят вызвать полицию (что особенно интересно — по этому поводу полиция ни разу не приходила).

_QDKX2f-qHU

Иногда собственники работают только с одним агентом. Года 2-3 назад это было довольно странно, хозяева квартир не шли на уступки, а агенты не имели каких-то особых навыков убеждения. Сейчас же это вышло на более качественный уровень. Агенты понимают, что такие квартиры можно сдать моментально, если весь персонал разместит по одному объявлению о данном варианте. Соответственно, агент, на котором висит квартира, приносит пользу и собственнику, и агентству.

Очень часто звонят клиенты, которые попадают на нас после услуг "информационщиков". Информационные агентства — бич современного рынка аренды недвижимости. Схема работы проста: человек приходит и заключает договор, что после оплаты ему передается база с адресами квартир. Но в договоре не указывается актуальность данных вариантов. Именно поэтому человек может звонить по квартире двухлетней давности, а иногда и по несуществующим адресам. Крупные агентства стараются не заниматься "информационкой". Во-первых, страдает репутация, во-вторых, попросту жалко людей. Стоит сказать, что если такие люди после информационщиков попадают на нас — перехватить их совершенно не представляется возможным, поскольку человек не хочет тратить еще какие-то деньги.

Особенно радуют люди, которые пытаются найти квартиру сами летом. Именно в тот сумасшедший сезон, когда толпы студентов приезжают со всех уголков страны и не хотят жить в общежитиях (отдельные родители готовы забронировать квартиру в июне и проплатить её на лето, чтобы в августе их чадо заехало и было довольно). Первая половина таких людей — это сами студенты. Вторая половина — родители студентов. Смешно, но есть и третья половина — обычные клиенты, у которых назрел квартирный вопрос. Поведение всех трех половин ничем не отличается: сначала слушают, потом говорят, что поищут сами. Часто поиски заканчиваются звонком к тебе же или к твоему коллеге. После чего они продолжают поиски, которые в процентах 70 успешно не заканчиваются. Обсуждение таких клиентов заканчивается моралью: если не хочешь работать с агентом — у тебя полно свободного времени.

Осенью следует рабочий сезон. Начинаются многочисленные командировки с тысячами поводов. Иностранцы, гастарбайтеры, приезжие со всей России — всего навалом. Иногда клиент — директор нового магазина. И после общения с тобой ты рискуешь получить пожизненную скидку на какой-либо вид товара. Часто обращаются люди, приезжающие на месяц или два. В моей практике был такой случай, когда мужчина хотел снять квартиру на месяц, чтобы "с женщиной повеселиться".

Зимой рынок встает. Командировочные уезжают из города, завершив все свои дела. треть абитуриентов и студентов отчисляется и уезжает из города, освобождая сотни отличных вариантов. Цены летят вниз, а те, кто хотел начать свою жизнь — снимают квартиры за очень низкие цены. "А мы квартиру нашли сами, без всяких риэлторов" — такие слова звучат особенно издевательски. Объяснять что-либо человеку после таких слов бесполезно: он считает, что обманул этот жестокий мир.

Очень частые клиенты — приезжие с постсоветского пространства. Отличительная черта — желание заселиться вдесятером. Обычно риэлтор берет их на себя, но после неудачного прозвона подходящих вариантов отказывается. Затем эти же самые клиенты попадают на твоего коллегу. Но ждет их та же самая участь.

Иногда агентами устраиваются вбросы. Берется вполне отличная квартира по очень низкой цене. И выставляется несколькими агентами. Сам вариант сдается в первый час (часто бывает так, что это уже сданная квартира, однако клиент не знает), а звонящие набираются и набираются. Затем всем позвонившим сообщается (с неподдельной горечью в голосе), что квартира сдана, но "мы можем подыскать другой похожий вариант". С такой квартиры можно набрать 20-30 клиентов, из которых вполне реально заселить 5-6 человек.

Цены варьируются очень сильно. Однажды в базе я нашел вариант, который сдавался за бесплатно. Казалось бы, в чем подвох? На самом деле, квартира была после пожара. Составлялся договор, по которому арендаторы могли не платить за проживание, но отдельно прописывалась готовность сделать ремонт в квартире. И что примечательно — сдали ведь! Элитные квартиры сдаются чаще помесячно. В вариантах за 100-200 тысяч проживают чаще всего командировочные (директора компаний и прочая элита) со своими семьями. Рекламировать такие варианты бесполезно: всего их по городу — десяток от силы. Все варианты изучены и проверены, а при появлении нового варианта стая агентов из других агентств спешит отхапать лакомый кусочек.

Ушлые собственники попадаются не реже ушлых клиентов. Они готовы забрать себе побольше, сделать так, чтобы риэлтору досталось поменьше, завысить цену и прочее. Агент должен уметь одеваться/раздеваться при просмотре квартиры так, чтобы арендодатель не передал бумажку с номером телефона арендатору. Если такое случилось — можешь прямо спросить, зачем так сделали, а потом уйти. По этому адресу больше нечего ловить.

Но самый приятный момент — когда человек рад, что всё закончилось. Когда он удачно поработал с риэлтором и понял, что тот ему помог очень вовремя. Но российский менталитет таков, что пока профессию агента не воспринимают серьезно. А жаль. Хотелось бы, чтобы люди поняли: если хочешь сэкономить время — доверься профессионалам, а не пытайся порвать свою задницу в поисках того самого, единственного варианта.




в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Мигранты с ближнего зарубежья сделали кавер на клип группы "Грибы"
цитата дня «Rotten Tomatoes — самое ужасное, что случалось с культурой кино в наше время. Я считаю, что этот сайт разрушает кинобизнес. (...) Теперь всё свелось к цифре. К соотношению между положительными и отрицательными рецензиями. Теперь люди просто спрашивают «Ну и сколько у тебя рейтинг на Rotten Tomatoes?». И это грустно, потому что низкие рейтинги «Бэтмена против Супермена» повлияли на восприятие этого успешного фильма»
Режиссёр Бретт Рэтнер раскритиковал Rotten Tomatoes