Какой картинкой ты будешь завтра?

Механизмы самоопределения заложены в генах, в зрелом возрасте становятся причинами разного рода рефлексий, размышлений и, возможно, выбора иных судьбоносных путей. Человеку всё сложнее найти себя. Поколение, воспитанное на искусстве, кино и литературе с цензурным надзором, оказалось перед непростым выбором идеалов в демократичной современности. Искусство, не один десяток лет выполняющее воспитательную функцию, её потеряло. Свобода на высказывание в любом виде позволило художнику получить разнообразные отклики широкой аудитории, но, с другой стороны, загнало зрителя в тупик. Современный арт превратился в калейдоскоп мелькающих телевизионных каналов, переключение которых доступно любому желающему. На чём остановить свой выбор? Или «Какой картинкой ты будешь завтра»? Вопросы от Ural vision gallery с открывшейся 21 апреля выставкой адресованы тем, кто желает вступить в диалог с искусством на пути поисков собственной идентичности.

Ответственность за формирование своей личности человек переложил на предметную среду. В погоне за популярным брендом он слился с толпой, слепо поклоняющейся призрачным ценностям, когда из материального: будь то дизайнерское платье или простой ботинок возводится в фетиш, словно поклонение иконе, а после употребления безжалостно выбрасывается.

13087385_1324017920948777_2009467929177114184_n
Игорь Пестов. Цивилизация. Холст/масло, 250х250, 2006.

Скрывая свои эмоции, мы не готовы к откровениям с окружающими, давая им повод судить о нас «по одежке» и социальному статусу.

RG06092014003
Илья Гапонов. Из серии «Тишина». Холст/масло, 180х180, 2016.

Примеряя на себе очередную роль, вступаем в сделку с совестью и убеждениями. Живые лица превращаются в фантасмагоричные маски, покрытые волосами или перламутровой чешуёй. Это иное, «другое», что остаётся от живой плоти без внешних благ – голый манекен с пустыми глазами.

13087632_1324017150948854_8768577643361930627_n
Олег Доу. Серия «Другое лицо». Маска. C-Print. Тираж 8+2, 180х180, 2011.

Неслучайно именно натуральность стоит дороже всего в условиях господствующих рыночных законов. «Здесь всё — притворство. Но извольте казаться естественными», – убеждённо заявляет один из героев романа Моэма «Театр». Особенно ценится ускользающая красота молодости и свежести юной кожи, когда даже монохромная гамма фотографий не преуменьшает прелести женского тела.

13092123_1324017417615494_8873373819690003793_n
Кристиан Эдер. Без макияжа. C-Print. Тираж 1 из 10, 50х75, 2015.

Обнажение чувственности через наготу оказалось таким же прекрасным, как и скрытое от посторонних очаровательное целомудрие девушек в татарских национальных костюмах.

13094403_1324017177615518_9200030933152581954_n

Сергей Потеряев. Серия «Где звенят чулпы». 50х70, 2015. .

Тем не менее, традиции, обусловленные религией и проверенные временем, ещё пытающиеся удержать человечество в консервативных рамках, становятся тесными для современных художников. Жажда экспериментов с формой и материалами приводит, порой, к неожиданным результатам. Яркий пример продемонстрировала местная творческая группа с провокационной инсталляцией, напоминающей посмертные маски. Феномен, берущий свое начало в XV веке в христианской культуре Западной Европы, полностью переосмысливается. Вместо гипса или воска – одноразовые полиэтиленовые пакеты, вместо слепка с конкретной личности в единственном экземпляре – анонимные маски.

13091916_1324017784282124_6412804652910724114_n
Арт-группа «Злые». Смешанная техника, полиэтиленовый пакет. 34х42, 2016.

Стёртая индивидуальность здесь продиктована декларированным отказом неопределённого количества художников от авторства, чья деятельность связана со скандальностью и граничит с хулиганством. Текстильные арт-объекты Устины Яковлевой, напротив, привлекают внимание к себе не революционностью идеи, а ремесленной «сделанностью» благодаря кропотливому труду. При погружении с залитой светом выставочной площади в бездну водной стихии, зритель встречается с морскими моллюсками, которых можно рассмотреть в подробностях со всех сторон, не боясь спугнуть животных.

13087701_1324018100948759_2910263112892295415_n

Устина Яковлева. Моллюск 1. Моллюск 2. Моллюск 3. Белый бисер, льняная ткань, хлопчатобумажные и синтетические нити, натуральный наполнитель, 2015.

Небольшой островок классического искусства ждёт насыщенного впечатлениями от выставки зрителя в отдалённых залах галереи. Масляные пейзажи Валерия Можаева, Николая Петрова, Юрия Ужегова и других художников старой школы передают всю прелесть Урала в деревенских глубинках с небольшими храмами и мирно текущими речушками. Транслирующийся в режиме нон-стоп видео-арт с кадрами меняющегося по сезонам леса позволяет глубже ощутить близость к истокам. Может ли житель многомиллионного мегаполиса воспринять красоту природы во всей её многогранности и, убежав от реальности, обрести себя настоящего? Ритм жизни не позволяет присматриваться к мелочам, заковывая обитателей в душный бетон, затуманивая и взгляд, и голову. Не случайно полупрозрачный тюль оказался словно «накинутым» на живопись.

13043792_1324018000948769_4198486081450571901_n

Как мы видим – универсального совета, равно как и выбора, кем быть или казаться, нет. Иногда достаточно заглянуть внутрь себя и примерить «свою» картинку. И не так уж важно, какой она будет: неповторимой, выделяющейся или сливаться с тысячами подобных. Не навязывая готовых решений, современное искусство лишь предлагает инструментарий для включения фантазии, позволяющий заглянуть в лабиринты внутреннего мира и ставит под сомнение когда-то выбранные идеалы. А какой картинкой ты будешь завтра?

Решетникова Анна, искусствовед.



в центре внимания Вернуться на главную

цифра дня 39 000$ Стоимость велосипеда, представленного фирмой Bugatti
видео дня Мигранты с ближнего зарубежья сделали кавер на клип группы "Грибы"