CultRoom: как понять бред Сумасшедшего?

Опубликовано 21 апреля 2015 в 16:05
0 0 0 0 0

Культ-Room — комната для всех, кто интересуется культурными явлениями, без каких либо цензурных ограничений. В отличии от одноимённого канала, мы подаём информацию в более доступном для понимания виде, чтобы читатели сами формировали выводы.

Эта комната украшена картинами и в ней всегда есть посетители, готовые поделиться своим мнением на страницах TER. Фактических, CultRoom — это маленький тематический музей в уральском онлайн пространстве. Наслаждайся.

Наш первый герой — безумный гений Сальвадор Дали. Сейчас в городе проходит выставка «Дали: Живые полотна»: мы решили не только разыграть билеты на экспозицию, но и рассказать вам о том, действительно ли Дали был сумасшедшим. Что о нем думают культурологи и психотерапевты? Читайте материале Натальи Носовой.

Ящики с тайнами Сальвадора Дали уже открыты – достаточно только заглянуть в них.

34374_original

Одни называют его картины бредом, другие – жадно всматриваются в детали на его полотнах. Кто-то воспринимает его холсты с трудом, другие считают Дали не самым «сложным» художником. Для части населения он – гений сюрреализма, для других — гений маркетинга. Но и те и другие хором твердят: он – великий мистификатор. Разгадать тайну Сальвадора Дали или идти на поводу у него – выбор за вами.

«Между мной и сумасшедшим разница только одна: сумасшедший думает, что он в своем уме, а я знаю, что я не в своем уме.» (с) Сальвадор Дали

Что делало Дали сумасшедшим? Может быть это:

Дали сделал из себя безумца. И это безумие было во всем: в его усах, обращенных к небу, в прогулке с гигантским муравьедом, в создании телефона с трубкой-омаром, в изобретении шляпы в виде туфли для его возлюбленной Гала, в обескураживающих откровениях «Дневника одного гения» — перечислять можно долго.

Ярослав Коряков, тренинговый аналитик и супервизор европейской конфедерации психоаналитической психотерапии:
Эпатажность Дали во многом зависит от того, что ему было нужно каким-то образом стать собой и не быть «собственным мертвым братом» , не быть замещающим ребенком. Он чувствовал необходимость все время доказывать свою самобытность.

Не приходится глубоко лезть в биографические подробности, чтобы узнать это. В семье Сальвадора Дали – почти за год до его рождения – произошла трагедия. Его брат, по имени Сальвадор, умер, не дожив до двух лет.

«Я хочу доказать самому себе, что я – вовсе не мертвый брат, а живой».
(с) Сальвадор Дали

И он доказывал это самыми изощренными способами.

Евгения, гостья выставки «Дали: Живые полотна»:
Здесь женщины и мужчины показаны с раздельными частями тела, с внутренними органами наружу — что-то противоестественное. Увидев это – ежишься. Дали не вписывается ни в какой контекст, а потому сложно подобрать к нему ключ.

TER откопал целую связку ключей к пониманию творчества Сальвадора Дали.

А как же дружище Фрейд

Может быть, для вас Сальвадор Дали – кумир, для него же кумиром был Зигмунд Фрейд.

Его работу «Толкование сновидений» Дали прочитал в восемнадцать лет и, как выразился наш эксперт, клюнул на это со страшной силой.

Ярослав Коряков, психотерапевт:
С точки зрения Дали — искусство сродни сновидению. Во сне, согласно теории психоанализа, проявляются желания и подспудные страхи. В реальности сексуальные желания и агрессивные порывы сталкиваются с моральными запретами, с общественными ограничениями, и потому вытесняются в бессознательное. Но, так или иначе, они есть. И прорываются в сновидениях. Правда, в искаженном виде, чтобы не нарушить сознание человека.

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения

Ярослав Коряков, психотерапевт:
Рождение, смерть – эти темы Дали видел в теории Фрейда и воспринимал их очень живо. В этой картине довольно ловко люди усматривают цикл оплодотворения и рождения. Внизу — гранат как яйцеклетка, а шмель как сперматозоид; далее идет рождение – разрывающийся гранат, из него рыба как вагина, из нее рождается как плод тигр, который нападает на материнскую фигуру.

В 34 года Дали удалось встретиться с Фрейдом. Он пытался произвести впечатление на отца психоанализа – даже привез свою статью о паранойе. Впрочем, ею Фрейд не заинтересовался. Он скорее был поражен картинами Дали и его личностью. Впоследствии он написал своему товарищу – известному писателю Стефану Цвейгу – примерно следующее: до сих пор я считал всех сюрреалистов идиотами, но, встретившись с Дали, вынужден пересмотреть свой взгляд; он — абсолютный фанатик, и в тоже время техническое мастерство его неоспоримо.

Ярослав Коряков, психотерапевт:
Судя по всему, Фрейд увидел в нем сочетание безумия и контроля. Возможно, именно это определяет сущность Дали. С одной стороны — он позволяет себе ходить по грани, а с другой — он никогда за нее не переступает.

7_Sex-appeal в облике привидения

Сюрреализм – это я!

Так говорил Сальвадор Дали. Это же кричат и его картины. Взгляды сюрреалистов могут подсказать, как понимать язык загадочного гения.

В XX веке в кружке писателей и художников во главе с поэтом Андре Бретоном складывается новое направление — сюрреализм. Художники бросают за борт академические принципы и создают новый визуальный язык. Во-первых, сюрреалисты буквально пишут собственные сновидения, ассоциативный бред, фантазии – всё по Фрейду. Художник как бы получает право обращаться к внутренним переживаниям, чего ранее, как замечают искусствоведы, не было. Во-вторых, они, провозглашая эстетический релятивизм, ведут к тому, что все относительно и непостоянно – человек и мир, пространство и время. В-третьих, художники автоматически бессознательно изображают «реальное функционирование мысли» (по словам Андре Бретона). Условно говоря, будучи в трансе, можно водить кистью по холсту и создавать произвольные образы. Правда, это не было присуще Сальвадору Дали. Символы из снов он писал, прорисовывая детали тщательно, с фотографической точностью. И в этом был безупречен. Недаром, Дали учился в Королевской академии изящных искусств в Испании.

8_натюрморт

Людмила Будрина, доцент кафедры истории искусств Уральского федерального университета, заведующая отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств:
Одни сюрреалисты последовательно играли с подсознательным. Это дело оказалось коммерчески неуспешным: люди устают от чужого подсознательного достаточно быстро. Другие, среди них наш с вами герой и Рене Магритт, пробовали найти компромисс между привлекательной внешней оболочкой и некой попыткой интерпретировать свое подсознательное в полотне.

Ольга, гостья выставки «Дали: Живые полотна»:
Ощущение, что на меня навалились со всех сторон эти сюрреалистические образы, и это было уже чересчур. Слишком много чужого подсознательного.

Оно вырывалось наружу через сон и близкие ему состояния. Порой Дали писал полотна сразу же после пробуждения. Подобным образом мы с вами иногда записываем сюжеты сновидений в дневнике. Разница в том, что он их зарисовывал и использовал для этого свой параноидально-критический метод.

Ярослав Коряков, психотерапевт:
Он ставил под сомнение реальность внешних объектов, говоря, что мы навязываем им значение. Как параноик, не меняя очертаний предметов, дает им собственное значение, так и Дали, не искажая формы, пытался приписывать предметам иной смысл. И этот смысл определялся некими бессознательными идеями, часто эротическими.

9_супруги

Вера Авдеева, доцент кафедры истории искусств Уральского федерального университета:
По одной из версий, сюрреалисты увлекались творчеством душевнобольных, прибегая к коллекции Ганса Принцхорна. Этот исследователь собрал тысячи работ людей с психическими расстройствами и написал книгу «Искусство душевнобольных». Ее купил живописец Макс Эрнст и привез в Париж группе художников. Книга стала для сюрреалистов чем-то вроде Библии, отправной точкой.

Ярослав Коряков, психотерапевт:
Дали – не сумасшедший, как бы он не старался. Не смотря на то, что в его картинах все распадается предметно (так бывает в рисунках психически нездоровых людей), он никогда не теряет связь с реальностью, с определенной теорией. Поэтому, условно говоря, с ума он никогда не сходит. У Дали есть реальностный якорь — это Гала. Она в его картинах – то, что его заземляет, не дает слететь с катушек. Этот фактор реальности прослеживается во многих его работах. И то, что он постоянно нужен Дали, означает, что он все время находится на грани.

«Гала – единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто». (с) Сальвадор Дали

Страхи подсознания или сознательные штампы?

Сколько картин Сальвадора Дали вы видели? Одну-две, пять, десять, может больше? Просматривая его работы, невозможно не заметить, что некоторые символы кочуют из картины в картину. И список их не так велик: носорожий рог, муравьи, голова льва, слоны на ногах-ходулях, гниющий осёл, саранча, мягкие часы, подпорки, выдвижные ящики, хлеб, яйцо. И некоторые еще. По словам психотерапевта Ярослава Корякова, повторение связано с навязчивостью художника. Этот довольно ограниченный набор указывает на истинность его паранойи. Иной позиции придерживается Людмила Будрина. По её мнению, эти символы Дали штампует намеренно в коммерческих целях. Это помогает продавать.

Людмила Будрина, искусствовед:
Достаточно зайти в бутик любого европейского музея, чтобы увидеть, как изображение подсолнухов Ван Гога позволяет продавать тысячи предметов, к Ван Гогу не имеющих отношения. Поскольку это другой материал, другая техника, да и предмета никогда не касалась рука художника. Тем не менее, это фантастически успешный бизнес. Дали не обращается к потребителям масс-маркетов, его основа – это не футболки, а холсты.

Другое дело, что зрителю удобно ухватываться за интерпретацию символов, тем самым облегчая понимание картин. Интерес к толкованию символики поддерживают и многочисленные сборники, журналы и сайты. К слову, эти повторяющиеся образы объясняет и сам Дали в интервью и книгах.

14_podporki (1)

Иван, гость выставки «Дали: Живые полотна»:
На работах, где он изображал женщин с этими подпорками – это символ чего-то мужского, символ того, на что может опереться женщина. Я где-то читал это. На первый взгляд картины могут показаться бредом, не стоящим ни времени, ни денег, но если знать значение деталей, некие коды — можно понять это искусство.

На сайте, адрес которого не будем скрывать dali-genius.ru, есть толкование этих символов. О некоторых из них очень кратко:

  • Хлеб «говорит» о страхе нищеты и голода, а форма батона напоминает фаллос.
  • Подпорки, иначе – костыли, воплощают уверенность и высокомерие.
  • Выдвижные ящики символизируют память и скрытые желания.
  • Яйцо «намекает» на прежнюю жизнь и возрождение.
  • Слоны, символизирующие доминирование, опираются у Дали на тонкие ноги-ходули — это история о неустойчивости власти.
  • Улитка появляется в его сюжетах после того, как Дали увидел моллюска на багажнике велосипеда – геометрия ее раковины очаровала художника.

Некоторые символы в его картинах воплощают те или иные страхи. В психоанализе, кстати, любой страх выражает еще и желание. Всё это вырывается из подсознания и становится образами в его творчестве. Впрочем, это не только его страхи. Дали казалось, что он отражает некие универсальные психические процессы, характерные для многих. Быть может эта универсальность и делает картины Сальвадора Дали популярными.

Ярослав Коряков, психотерапевт:
Носорожий рог как фаллос, голова льва и вообще лев целиком – отцовский символ. Саранча связана с детскими страхами — он очень её боялся. У него есть еще одна травмирующая история. Его отец оставил на пианино книжку с изображениями гениталий с венерическими заболеваниями. Это произвело на маленького Дали большое впечатление: для него сексуальность стала ассоциироваться с гниением. Но я бы не стал все однозначно интерпретировать. Это довольно плохой подход к психоанализу, когда что-то означает что-то.

Великий мастурбатор

Великий мастурбатор

Людмила Будрина, искусствовед:
Это как популярные в XX веке сонники. Если вы сравните десять сонников, выяснится, что там есть диаметрально противоположные трактовки. Когда сюрреалисты открыли одну из самых громких своих выставок, первое, что они сказали:

О, зритель, если ты что-нибудь узнаешь на наших полотнах, знай, что произошло это помимо нашей воли.

Это не искусство Средних веков, кодифицированное и имеющее символическую нагрузку, без которой вы не проникните в смысл. Это искусство XX века – очень коммерческое, эпатирующее. Говоря о необходимости изучать какую-то символическую преемственность в творчестве Дали, люди очень часто идут на поводу у гения не столько живописи, сколько мистификации. Скорее даже, стоит говорить о талантливом специалисте по работе с общественным мнением, нежели о каком-то титане живописи.

Копнем поле искусства

В картинах Дали можно проследить историю искусства, правда, в его интерпретации. При внимательном «прочтении» в его творчестве обнаруживается ряд намеков, тонких и не очень, на сюжеты других художников.

Вера Авдеева, искусствовед:
Он увлекается темой «Искушение святого Антонио» Босха и картиной Милле «Анджелюс». Или, к примеру, для «Метаморфозов Нарцисса» он берет мифологический сюжет. Дали как бы рассчитывает на начитанность зрителей: человек не с пустого места будет восхищаться его полотнами, он будет готов к некоему диалогу. Правда, есть вещи, которые мне как искусствоведу, просто не интересны — я в них вижу прямое копирование.

Примеры копипастов можно продолжать. К примеру, удвоение образов Дали возможно почерпнул у итальянского художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо. А «Кружевницу» Яна Вермеера гений сюрреализма всего лишь окружил носорожьими рогами. По-своему он интерпретировал и «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи.

Людмила Будрина, искусствовед:
Скорее надо говорить об эксплуатации ранее созданного, чем о рождении нового символического языка. Он использовал готовые символы: то же распятие – не им придумано и даже ракурс не им придуман. Изображение вождей мировых революций – тоже не его изобретение.

27_ленин

Эти знания позволяют под новым углом посмотреть на творчество Сальвадора Дали. Но, как ни крути, его вклад в искусство, в сюрреализм умалить невозможно.

Людмила Будрина, искусствовед:
Он доказал возможность некоего гибрида коммерции и творчества, причем очень личного творчества. Дали воплотил в реальность некий компромисс – писать образы из собственного подсознания, будучи сюрреалистом, и в то же время быть успешным художником. Не только с точки зрения коммерции, но и с точки зрения интереса к его творчеству.

Лайфхаки от экспертов

И если вам до сих пор непросто воспринимать образы Сальвадора Дали, «читать» его картины, эксперты советуют расслабиться и кое-что еще.

Людмила Будрина, искусствовед:
Поиграйте вместе с ним – он с вами играет. Позвольте себе идти у него на поводу.
Увидьте эти оптические иллюзии. Такие игры мы привыкли видеть на последней странице тетради.
При желании можно почитать и то, как сам Дали трактует свою символику. Сопоставить толкования одних и тех же символов в разных письмах, в публикациях, чтобы затем обнаружить разночтения. Судя по всему, каждый раз, толкуя символы, Дали исходил из сиюминутного порыва. Сама трактовка могла быть игрой со зрителем, как и сам образ.

28_иллюзия

Вера Авдеева, искусствовед:
В нем много придуманного. Это как приходишь в театр и ждешь от игры на сцене новых смыслов. Дали создает новое бытие, новое прочтение жизни которого, нет ни у кого из людей. Дает возможность увидеть собственные фантазии. Ты можешь выйти за рамки привычного взгляда. И это находит отклик у любого зрителя – пусть даже неприятный.

Ярослав Коряков, психотерапевт:
Его можно не интерпретировать – просто переживать. Это как сон посмотреть. Сновидение для нас, по Фрейду, играет роль выполнения желаний. Они скрыты, но они есть. И их хочется удовлетворить — а нельзя. Сон хорош тем, что он создает реальность, в которой мы якобы удовлетворяем эти желания. Да, искажённо, но это дает облегчение. В просмотре картин – тот же эффект. Если работа художника так или иначе выражает наше желание — мы можем приобщаться к этому переживанию и почувствовать катарсическое облегчение.

29_Нарцисс

А как поняли вы?

Можно почитать теорию психоанализа, посмотреть работы других сюрреалистов, полистать их трактаты, поизучать историю искусств, и, вместе с тем, довериться своей интуиции. Существующие трактовки тех или иных символов, тех или иных образов — это необязательно только так. По словам нашего эксперта в области психиатрии, когда Дали создавал тот или иной образ, он мог не видеть, что еще в этом содержится. У зрителя нет рамок, его никто не обязывает, а потому он может вкладывать в увиденное собственное значение. И даже, если этот смысл не соотносится с тем, что «хотел сказать автор», мы этого никогда не проверим. Тем более, в случае Сальвадора Дали — гения мистификаций.

Ради любопытства TER пообщался с посетителями выставки «Дали: Живые полотна». И выяснил, что думают екатеринбуржцы сразу же после просмотра многочисленных сюрреалистических образов эксцентричного художника.

Мария:
Знакомясь с его картинами, я знакомлюсь с ним как с личностью. Он необычный фантазер, неординарный художник. Я даже считаю, что похожа на него нестандартным мышлением . Правда, это комплимент самой себе.

Маша:
Он — человек, который не боится показывать ту часть своей личности, которая всегда скрыта. Мы привыкли демонстрировать то, что мы хорошие. Он не боится показывать, насколько он плохой. Я бы сказала, что он по-сумасшедшему смелый человек.

Никита:
Я не знал, что он писал картины на христианские темы. И стал таким художником-католиком. Я думал, у него все из ряда мозговыносящего. Но нет, есть достойные шедевры, которые понятны рядовому гражданину.

Диана:
Гениальные люди есть среди нас. Дали рисовал с раннего возраста, и здорово, что родители не осуждали его за это. Они воспитывали его как маленького короля (я прочитала в его биографии). Возможно, это стало предпосылкой для его гениальности.

Дмитрий:
Напугали анатомические подробности. Это не то, что захочется смотреть каждый день, такую картину не повесишь у себя дома. Он показывает человека не с внешней стороны, а с внутренней — буквально выворачивает его наизнанку.

Евгения:
Я думаю, ключом к понимаю картин может быть сам зритель, с его психикой, снами, подсознанием. То, что внутри — тем ты и открываешь картину. И она открывается для каждого по-своему.

В качестве бонуса

Самая популярная картина Сальвадора Дали – это «Постоянство памяти». Ее знают многие. Образ мягких часов художник повторял в своих полотнах, штамповал в бронзовых скульптурах, а после него – расплавленные часы появлялись в рекламных роликах и различных пародиях.

Как интерпретировать эту картину с точки зрения психоанализа, TER спросил уже всем известного психотерапевта Ярослава Корякова:

“Здесь просматривается бессознательное как таковое, как зона скрытых желаний: голова с закрытыми глазами, муравьи в качестве символов как таковых желаний человека. Бессознательное по Фрейду — это зона безвременья. Почему в нашей жизни провляются детские желания? Потому что они сохраняются в бессознательном и они все равно что «всегда». Свешивающиеся часы – это скорее не ход времени, а, действительно, то самое постоянство памяти. Перманентная значимость бессознательных желаний. Я не знаю, можно ли подобрать более говорящий образ. Как показать безвременье? Нужно на время намекнуть – взять часы – но сделать их не функциональными. Идея вроде бы проста, но эффективна. Может быть поэтому «Постоянство памяти» действительно впечатляет”.

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook