Город

Двухколёсная революция

Опубликовано 21 апреля 2014 в 17:43
0 0 0 0 0

В минувшую субботу город всколыхнула велореволюция. Более трёхсот человек под эгидой общественной организации «Вело-город» выехали на улицы, чтобы побороться за безопасные велопарковки и доказать: велосипед – полноценный вид транспорта. Журналист портала Ekb Room прокатилась вместе с революционерами, чтобы рассказать вам, как это было.

сергей дербышев

Лёгкая добыча

Поднимите руку те, у кого хотя бы раз угоняли велосипед, — спрашивает участников Константин Мочалов, руководитель «Вело-города».

В детстве, «Каму», — шутливо кричит парень в первом ряду. Но за ним в воздух поднимается довольно большое количество рук. Угон в нашем городе – не редкость.

Основная цель нашего мероприятия — чтобы на великах можно было ездить везде. Чтобы можно было в любое место приехать, оставить велосипед, спокойно сделать свои дела и не бояться, что с ним что-то случится.

Что именно у нас не так с велопарковками, кроме того, что их ужасно мало? — спрашиваю Константина

Те, которые уже есть, крайне небезопасны. Дело в том, что за ними никто не наблюдает, риск кражи очень велик. Никакие велотросы не помогают.

Что делать, чтобы твой велосипед не угнали?

Во-первых, смотреть за ним или оставлять там, где есть возможность присмотра. Во-вторых, если пользуетесь какими-то замками, то берите максимально крепкие. Желательно использовать калёные цепи и дополнительные приспособления, которые позволяют не скрутить колесо, например. Если велосипед дорогой, то нужно так его оставлять, чтобы нельзя было от него что-либо оторвать и отцепить.

В прошлом году, я знаю, вы в рамках мероприятия велосипеды публично воровали, чтобы проверить реакцию?

Да, и чёрные метки начальству раздавали, и велосипеды воровали… Да вы знаете, охрана особо не реагировала. Вот. Решили революцию устроить, — задорно улыбается Константин.

Инспекция не дремлет

Маршрут велопробега проходит через семь точек. Эти места заранее присмотрели «инспекторы» велодвижения. Они ездили по городу, оценивали уровень опасности парковок, клеили предупреждающие стикеры со словами «Украдут!», «Оставил – подарил!», «Не боишься?», обращались к начальству с жалобами.

аIMG_2785

Ильнур и Дима – революционные добровольцы. Всю прошлую неделю они ездили по районам Екатеринбурга, проверяли городские парковки на наличие охраны, требовали книги жалоб и предложений. Им ещё только по 15 лет, но говорят, что на велосипедах ездят с рождения. И в велопробеге участвуют не первый год.

Насколько наш город пригоден для езды на велике?

Слабо пригоден. Парковаться негде, приходится пристёгивать велосипед к каким-то заборчикам, и реально страшно, приходится выходить каждые пять минут и смотреть, на месте ли велик. Ездить тоже негде. Или пешеходы мешаются, вообще порой не смотрят, куда идут, или машины – по дороге тоже страшновато ехать.

Ильнур описывает хорошо знакомые всем велосипедистам ощущения. Ещё вчера я чертыхалась, когда решила проехать в час пик по пешеходной зоне возле цирка. За пять минут в мой адрес прилетел целый сноп ругательств, и это при том, что люди сами бросались под колёса. На дороге ситуация не лучше – сложно держаться у обочины, когда весь правый ряд уставлен припаркованными автомобилями. А когда автомобилисты видят хрупкий двухколёсный транспорт во второй полосе – в спину ежеминутно доносятся гудки.

Конечно, самая больная тема – велопарковки. Хорошо ещё, если рядом с тем местом, где нужно остановиться, есть упомянутый Ильнуром заборчик. Мне постоянно приходится приматывать своего железного коня к деревьям, перилам и фонарным столбам. Но сегодня велодвижение устроит нерадивым хозяевам сюрприз.

Начальству — фу

Тем временем у места сбора, «Чёрного тюльпана», ведущая пытается разогреть участников перед пробегом, зажечь революционным огнём их сердца.

На точках я задам вам три вопроса: «Хорошее место?», «Ещё приедем?», «Что скажем начальству?». Отвечаем либо «да», либо «нет». В плохих местах начальству будем кричать «ФУУУ». Ну, давайте попробуем. Начальству…

Толпа откликается слабым «фу». Люди настроены миролюбиво. Кто-то знакомится с собратьями по велодвижению, кто-то негромко обсуждает технические характеристики великов, большинство просто наслаждается весенним солнцем – с погодой явно повезло, можно ехать хоть в футболке.

— Эй, ну у вас есть руки или нет? У нас революция или нет? — доносится из громкоговорителя. — А ещё можно велосипедами постучать, погреметь, ногами топать. Ну давайте!

Велосипедисты выстраиваются в длинную колонну и начинают движение к первой точке. ГИБДД разрешило участникам двигаться в два ряда. Во втором ряду ехать непривычно, руки всё время на автомате поворачивают руль в сторону бордюра, чтобы прижаться к обочине. Мы растянулись на полдороги, назло остальному транспорту. Автомобилисты, впрочем, пока только рады — приветствуют колонну ритмичными гудками. Пешеходы улыбаются и включают камеры смартфонов.

аIMG_2799_mini

Среди участников пробега самые разные люди: ярко одетая молодёжь и люди постарше, почти все хорошо экипированные, в шлемах и спортивной одежде. Многие приехали семьями: прямо за мной на детских велосипедах едут две девочки восьми и шести лет – Ульяна и Аня. От колонны не отстают, бодро крутят педали. Ещё одна семья захватила с собой даже питомцев – перед велосипедами на поводках бегут две очаровательные собаки-хаски.

Вот и первая остановка – главный корпус Уральского федерального университета. На вопрос, хорошее ли место, все дружно отвечают громким «ФУУУ». Парковать велосипед здесь негде, охрана следить за транспортом тоже не намерена. Участники клеят на перила и бордюры предостерегающие стикеры, хором выражают презрение ректорату. Мы движемся дальше.

KyX1OnPtX0k

Следующий пункт – УрФЮИ на пересечении Карла Либкнехта и Малышева. Здесь ситуация не лучше. Всё усугубляется тесным пятачком асфальта, узким тротуаром, неудобным светофором и обозлёнными на непонятную толпу велосипедистов пешеходами. Дружное ФУ.

Поворачиваем к УрГЭУ-СИНХу. Здесь можно и не рассуждать – в районе цирка с велосипедом вообще лучше не появляться. Тротуар шириной в полметра, если ехать от Декабристов, дороги, забитые припаркованными автомобилями, ступеньки без пандусов, толпы пешеходов, подземный переход и никакого намёка на велопарковку.

сергей

Только отъезжаем от экономического – Константину начинают звонить рассерженное начальство из всех университетов с криками из серии «что же вы делаете».

— Все говорят, почему не предупредили, зачем ругаете нас, мы же друзья… Конечно, мы друзья. Но то, что мы сегодня делаем – мы просто показываем, что нам нужны велопарковки. Что нам нужно свободно передвигаться. Это такая апрельская шутка.

Четвёртый пункт – ТРЦ «Гринвич». Возможно, если бы не доблестная служба охраны, велосипедисты бы ещё поколебались с оценкой – всё-таки у входа есть какие-никакие камеры и малюсенькая велопарковка на три с половиной велосипеда. Но здесь нас встретили особенно ласково. Первые полминуты охранники недоумённо переговаривались по рации и решали, что делать с толпой революционеров. Потом агрессивно облепили организаторов с просьбами «уматывать отсюдова».

аIMG_2827_mini

Эй, давай, разворачивайся и вали, уматывай-уматывай, чё стоишь, — это в мой адрес. Видимо, потому что я с фотоаппаратом.

У нас мирная акция. Вам не стыдно? Ваше фото весь город увидит, — вежливо отвечаю я.

Да меня и так весь город знает! Давай, катись отсюда! – отвечает не в меру борзый охранник откровенным хамством.
Сюда мы точно больше не приедем, поищем более дружелюбные к велосипедистам торговые центры.

Следующий пункт – Горный университет. Инспекторы отметили, что здесь есть и велопарковки, и охрана, но, к сожалению, не у главного корпуса. Чтобы мотивировать начальство на продолжение благих дел, ругаем их и здесь – студентам всё-таки нужно парковаться везде.

Шестой пункт в маршруте – ТЦ Алатырь. Первый, который велосипедисты безоговорочно похвалили.

— Дело в том, что во время прошлых велопробегов мы уже выдавали им чёрные метки, и вот, начальство встало на путь исправления: как вы видите, на велопарковке добавлены металлические цепи, увеличено количество мест.

Движемся к Центральному стадиону. Здесь нас тоже встречает неласковая охрана: не хамят, но громко и вежливо советуют уезжать. Ни о каких велопарковках, несмотря на спортивный статус учреждения, конечно, речи не идёт. По-быстрому скандируем «ФУУ!» и уезжаем, пока охрана не ушла за подкреплением.

сергеее

До финиша команда велореволюционеров доехала порядком поредевшая, но всё ещё внушительная. Проехали около 15 километров — немного, но часть велосипедистов не дождалась финала. Подводим итоги акции: из семи точек положительных отзывов удостоилась всего одна (полторы, если считать те корпуса Горного, о которых рассказывали инспекторы). Но главная цель выполнена, резонанс создан: город услышал недовольные голоса, требующие безопасных парковок. Возможно, уже в следующем году ругать придётся совершенно другие места.

Фото: Илья Лебедев, Сергей Дербышев, Таня Рогожина, Алла Кузнецова

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook