Каков он – Айвазовский? Факторы успеха художника-мариниста

Только буря смогла забросить выставку из серии «Живые полотна» в Екатеринбурге на новую площадку. Типография «Уральского рабочего» предлагает новый подход к известным видеоинсталляциям, позволяя почувствовать себя в пучине морского шторма, не выходя за пределы центра уральской столицы. На открытие выставки «Айвазовский и маринисты» редакция TER отправилась плотной группой и пока журналисты делятся своими впечатлениями от экспозиции, главный редактор судорожно пытается понять – каков же Иван Айвазовский?

IzzMLeBYLNA

влюблённый в море

Айвазовский был третьим ребёнком в довольно бедной семье и проявлял свои способности к рисованию с 6-7 лет. Родители не могли позволить даже карандаш с бумагой, но будущий маринист нашёл выход.

С раннего утра ребенок бежал туда, на берег моря и смотрел, как волна набегает на песок, как меняет свой цвет в зависимости от того, как в небесах стоит солнце, в шторм море было одно, в штиль другое, на закате одно, на рассвете – другое. А потом, если что-то его волновало, он брал прутик и на песке изображал то, что должен был изобразить. Часто своеобразном куском бумаги для него становилась только что побеленная стена соседского дома. На ней он мог изобразить парусник или солдата со штыком наперевес.

У художника была феноменальная память. Став старше, Айвазовский не расставался с карандашом и блокнотом, которые хранил для зарисовок. Даже через несколько лет маринист мог увидеть этот черно-белый набросок, и вспомнить в красках всё то, что когда-то его взволновало и заставило сделать этот рисунок.

«Движение живых стихий неуловимо для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры», — говорил Иван Константинович.

Ягогогода

Путешествуя по миру, Айвазовский искал новые горизонты, и настоящая слава пришла к нему в Италии, где он состоялся как оригинальный живописец. Средиземное море необычайно вдохновляло начинающего мариниста: в 1840 году Айвазовский написал тринадцать больших картин, в следующем – семь, еще через год – двадцать. Без учёта заказных портретов, альбомных рисунков и небольших набросков, которые художник делал постоянно.

h9qzjamTdNA

раззадоренный вернуться в Россию

Снискав славу на западе, Иван Константинович встретился с необычными отзывами в СМИ. Берлинские газеты предположили, что автор полотен глухонемой – только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение, передавая морские эффекты и световые переходы так плавно. Редактор одного из французских изданий написал, что при такой популярности в Европе Айвазовский вряд ли захочет вернуться в Россию.

«Это побудило меня сократить время пребывания моего за границей на два года. Рим, Неаполь, Венеция, Париж, Лондон, Амстердам удостоили меня самыми лестными поощрениями, и внутренне я не мог не гордиться моими успехами в чужих краях, предвкушая сочувственный прием на родине», — пояснил маринист своё отношение к публикациям.

БРЫЗ

Домой художник приехал с золотыми медалями от зарубежных ценителей искусства и новой волной популярности.

дико продуктивный

Современники упрекали Айвазовского в «чрезмерной активности», но художник никогда не стремился к количественному превосходству, работая в своё удовольствие. Поднять и без того немалый в России спрос на холсты Ивана Константиновича помог император Николай I:

При путешествии по морю на колесном пароходе царь брал с собой и Айвазовского. Стоя на кожухе одного пароходного колеса, царь кричал Айвазовскому, стоявшему на другом колесе: «Айвазовский! Я царь земли, а ты царь моря!» Николай часто обращался к своим приближенным с вопросами: знакомы ли они с произведениями Айвазовского и имеют ли что-либо из них у себя? После таких вопросов всякий из желания угодить царю старался побывать в мастерской знаменитого мариниста, — рассказывает художник-передвижник Кирилл Лемох, работавший подмастерье у мариниста.

Лиза

Всего за свою жизнь Айвазовский написал около 6000 (официально известных) картин и организовал более 120 персональных выставок.

Искусствоведы встают в тупик – для такого количества нужно работать 16,5 лет в формате «по одной картине в день». Есть мнение, что часть работ сделаны студентами Айвазовского, а преподаватель лишь ставил подпись и слегка корректировал рисугки. Художник Владимир Шапошников также предполагал, что в тайне производительности замешаны другие люди: «Подготовка холста к работе — это проклеивание холста, грунтовка, лессировка — это уже несколько дней. Так что, если подготовительный этап делают помощники, то в принципе можно достичь производительности Айвазовского».

Fu5HBz0sHCg

не закончивший «Взрыв турецкого корабля»

Начиная работу над новой картиной 2 мая 1900 года, художник решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Новая картина «Взрыв турецкого корабля» была почти закончена и дописать творение Айвазовский собирался ранним утром.

Погуляв со своей женой Анной, художник вернулся домой и заснул вечным сном в возрасте 82 лет.

f100vzr

Вокруг незаконченной картины образовался музей Айвазовского, созданный из его дома. «Взрыв турецкого корабля» висит в мольберте мастерской художника в Феодосии в нетронутом виде.

в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Ледяная корка от града на Южном Урале
Дмитрий Бархатный
цифра дня 65 лет городской жизни охватывает виртуальная экспозиция «История Свердловска». Изучить ее можно по ссылке