Общество

О.С.Т. Почему любительский театр может быть лучше профессионального

Опубликовано 10 марта в 18:44
0 0 0 0 0

На днях открытый студийный театр (О.C.Т.) отметил свой пятнадцатый день рождения. Многие люди здесь занимаются актерским мастерством так долго, что их по праву можно называть профессионалами. Критики их знают и ценят, но скидки на то, что они любители, не дают.

Корреспондент TER оказался в числе приглашённых на день рождения и попытался разобраться, почему любительский театр ни в чём не уступает профессиональному, что в нём удерживает актёров и чем могут приглянуться его спектакли.

Театр в универе

Ещё в УрГУ  О.С.Т. зарождался как студенческий театр, но позже переехал в стены СИНХа. В один момент стало ясно, что в основном составе студии людей за тридцать лет ничуть не меньше, чем за двадцать, поэтому театр переименовали из студенческого в студийный.

О.С.Т. создавался под чутким руководством Ирины Лядовой вместе с её хорошим знакомым с истфака, Алексеем Спириным. Он работал в администрации УрГУ и всей душой желал основать студенческий театр. Алексей прекрасно знал, что Ирина в то время пыталась поступить на режиссёрское дело в Петербурге, но в первый раз, как это обычно бывает, не получилось, а на второй год ей не посчастливилось найти такого мастера, у которого она хотела бы учиться. Поэтому пришлось пойти на театроведа в том же Петербурге, где её учили разбираться в театральном искусстве. Когда

Ирина получила приглашение от Алексея, у неё сошлись все карты: в Екатеринбурге практика, в Питере теория.

О.С.Т. повезло. Что в УрГУ, что в УрГЭУ никто не диктовал, какие спектакли ставить, кого принимать, а кого выставлять за дверь. Но кое-что с них причиталось: выступить на каких-нибудь конкурсах патриотической песни, походить ростовой куклой по коридору во время масленицы, прочитать стихи на праздник ветеранам, поставить парочку новогодних сказок в декабре — всё это университет требует в качестве отработки.

Отличия профессионального театра от любительского

Ирина считает, что грань между любителями и профессионалами театра зыбка. «Порой хороший любительский фестиваль ничем не хуже, а иногда даже лучше, чем профессиональный фестиваль. Да и любители сейчас идут в ногу со временем». Но всё же О.С.Т. серьёзно отличается от Драмтеатра и Коляды. По словам Ирины, в профессиональном театре зарабатывают деньги, и, как ни странно, это большой минус: русский человек от природы лентяй  филонить на работе — святое дело.

«Наши актёры выходят на сцену не для того, чтобы отработать зарплату, и даже не для самолюбования. Они хотят сказать что-то важное — то, что у них болит»

Ирина ценит тех, кого в этом мире что-то искренне волнует, кроме своего дома и слушает тех, кто будут мямлить и не выговаривать слова. Актёры О.С.Т. выбирают тот материал, который им нравится, поэтому получается очень искренне. «Зрители хорошо понимают,  когда актёры халтурят, а когда говорят от сердца».

В О.С.Т. собираются единомышленники, которым важно получить от спектакля как впечатляющий результат в отклике зрителей, так и удовольствие от того, что они делают. Они приходят не за деньгами, а за работой, которой временами хотят даже больше, чем может дать О.С.Т.

Ирина считает, что люди, с которыми ей посчастливилось работать в О.С.Т., знают что-то кроме актёрского дела, держат за плечами уникальный житейский опыт,начитанны и образованны, что делает их хорошими собеседниками для зрителя, ведь им есть, что сказать.

Об особенностях спектаклей

Поскольку в О.С.Т. нет академических рамок, репертуарной политики сверху и необходимости каждый день заполнять залы, они ставят то, что хотят и любят. Без дешёвых драм в духе «любовников под кроватью». Чаще всего это редкий неклассический материал или пьеса местного драматурга. У них нет огромных декораций. Сцена СИНХа — это камерная сцена, поэтому они прилагают большие усилия, чтобы создать уникальное настроение каждого спектакля. Студия ориентируется на процесс, а не на репертуар. Репертуарные театры во главу угла ставят количество спектаклей в месяц, в О.С.Т каждый спектакль — это определённый эксперимент и поиск новых форм, как говорил Треплев из чеховской «Чайки».

Например, недавно в Доме актёра был показ «Le Concert» — это лиричный моноспектакль, в основу которого положены переводные песни Жака Бреля — кумира Франции 70-х годов двадцатого века. Ирина взяла материал, который ещё никто не брал, что уже само по себе круто. По словам многих зрителей, постановка вышла оригинальной. Главный герой — мим, который прячет свои чувства за маской, по ходу действия песни Бреля помогают герою заговорить и запеть. Помимо всего прочего, этот спектакль — лауреат фестиваля «Неделя экспериментального театра» в Омске.

О.С.Т. — это место, где можно пообщаться с близкими по духу людьми, забыв о том, что ты интроверт или просто не общительный. Потому что здесь можно воплотить в жизнь то, что живет в голове. «Это настоящая магия. Я люблю вытягивать идеи из своих снов, воображения и мыслей, сочинять из них какие-то сюжеты и, наконец, помогать им обрести жизнь через уста актеров на сцене». Ирина ставит спектакли с одной целью: нужно, чтобы в какую-то секунду по спине пробежали мурашки. И не одна Ирина так думает. О.С.Т. не теряет планку, потому что каждый актёр и режиссёр искренне желает сделать всё возможное, чтобы каждый спектакль удался на славу. Каждая постановка, как ребенок, задуман, выношен и вызывает гордость. Правда, по словам Ирины, спектакль никогда не будет так дорог, как в те дни, когда над ним ведётся работа.

О зрителях

О.С.Т. больше работает на камерную сцену, нежели на большую — её «забить» тяжело. В нашем городе сложно конкурировать среди такого количества театров. В провинции же всё было бы иначе. Но, к примеру,ТЮЗ тоже не собирает полные залы. Это нормально, что зрителей не так много: в Екатеринбурге предостаточно мест, куда можно сходить, кроме О.С.Т. По словам Ирины, всё не так плохо: есть зрители, которые не ходят в другой театр, потому что им нравится та непосредственность, отсутствие больших амбиций и искренность, что царит в этом театре.

Иллюстрации: INK studio
0 0 0 0 0