Общество

Право быть женщиной. Куратор «Школы феминизма» о борьбе за равноправие

Опубликовано 27 февраля в 16:41
0 0 0 0 0

С сутью феминизма мы все примерно знакомы: неравнодушные женщины вот уже более ста лет борются за уравновешивание своих прав на гендерной чаше весов. На первый взгляд, борьба идет успешно: во всех цивилизованных странах мира равноправие закреплено законом. Несмотря на это, феминистские организации существуют до сих пор и продолжают сопротивляться ущемлению женской личностной свободы. Но некоторые противоборствующие течения внутри феминизма вызывают сомнения даже у коллег по сопротивлению. Сегодня мы заводим разговор о радикальном феминизме как о направлении феминизма, вокруг которого рождается множество противоречивых мнений.

Для того, чтобы разобраться в том, что из себя представляет радфем, выяснить, в чем состоят его положительные и отрицательные стороны, мы собрали мнения куратора школы феминизма, психолога, а также поговорили со сторонниками и противниками объекта нашего внимания. Кого поддержать в этом дискурсе, решать вам.

1

Ольгерта Харитонова , куратор «Школы феминизма» , кандидат философских наук, г.Москва

Радфем как одно из течений феминизма оформился в 60–70-х годах ХХ века, когда в теорию феминизма и в публицистические феминистские тексты было включено понятие «патриархат». На самом деле, многие идеи радикального феминизма высказывались женщинами-мыслительницами и раньше, например Кристиной Пизанской в ХIV–XV вв. И они не устарели до сих пор, потому что те общественные установки, против которых выступает радикальный феминизм, не меняются уже примерно пять тысячелетий.

Радикальным феминизм называется не из-за методов, которыми феминистки пытаются привлечь внимание общества к проблемам женщин, а из-за тех коренных преобразований, к которым они призывают. Главные требования радикального феминизма – это отказ от принципов патриархата:

  • иерархии,
  • власти, овладения-обладания,
  • насилия,
  • объективации и отчуждения,
  • рассудочности, калькулируемости,
  • в общем, всего того, что убивает, выступает против жизни, что постепенно приводит и сам патриархат к кризису.

При этом феминистки не предлагают построить вместо патриархата – общества, основывающегося на силе и власти социальной группы «Мужчины» – матриархат, где сила и власть принадлежали бы социальной группе «Женщины». Нет, радикальные феминистки предлагают радикально отказаться от принципов силы и власти, в корне пересмотреть основы построения общества как такового.

4

Это отличает радикальных феминисток от либеральных, которые добиваются равных прав. Но в конституции, например, России равные права мужчин и женщин уже объявлены. И что? Женщины по-прежнему остаются «вторым полом», как писала Симона де Бовуар, в обществе по-прежнему царствует сексизм, процветает культура насилия, женщины как и раньше дискриминированы в области трудовых, репродуктивных и многих социальных прав.

Отстаивание своих прав – это необходимый, но не достаточный шаг по преобразованию общества, считают радикальные феминистки.

Даже в обществе «равных прав» мужчина пользуется своим «мужским правом» не сидеть с детьми в декретном отпуске, перекладывать весь домашний труд на женские плечи, уклоняться от алиментов, использовать домашнее и сексуальное насилие для унижения и уничтожения женщин, поддерживать «стеклянный потолок», ограничивающий карьерный рост женщин, не пускать женщин в высокооплачиваемые профессии, на политические трибуны… и еще много-много ограничений, которые не позволяют женщинам встать на тот же уровень жизни, какого может без труда достичь мужчина.

8

Такое патерналистское отношение к женщине сверху-вниз во многом обусловлено культурой насилия, пронизывающей любое патриархатное общество. Мужчина, пользующийся в сексуальном акте женщиной, как вещью, переносит это свое отношение к женщине и в общественные структуры. Он покупает проституированных женщин, покупает политиков (тоже проституированных), покупает услуги. Эти товарно-денежные отношения устанавливает патриархат. И в них мужчина покупает женщин. Женщина не покупает, она продается, продает свою сексуальность за ресурсы.

Популярность радикального феминизма в современном мире не так высока, как в прошлом веке. Это обусловлено тем, что сейчас во всех странах идет откат назад, к «посконным ценностям», отказ от завоеваний демократии. И первыми, у кого пытаются отобрать права (после ЛГБТ и мигрантов), являются, конечно, женщины. И первые, кто страдают от экономического кризиса, это одинокие матери с детьми (а в России таких миллионы). Поэтому перед многими женщинами сейчас стоит задача простого выживания, а не политической борьбы, не феминистских переворотов.

Радикальный феминизм сегодня – это как тот маяк, который в шторм, кризис и беспросветность указывает верный путь. Доплыть до него сложно, но без него выжить невозможно. Потому что любые либеральные меры – это полумеры.

2

Иллюстрации: Sonia Lazo

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook