Происхождение видов и случайные мутации. Выставка «Вспомнить все» в ГЦСИ

Опубликовано 20 ноября 2014 в 17:35
0 0 0 0 0

Ye7qJXRsS0A[1]

Неделю назад залы Государственного Центра Современного Искусства обновили свою экспозицию. Куратор выставки Илья Шипиловских решил попытаться «вспомнить всё». Вместе с командой музея он разворошил архивы и подшивки газет, чтобы поднять информацию обо всех выставках с участием иностранных художников, которые прошли в городе с момента зачатия современной России до её совершеннолетия. Эти выставки открывали уральцам глаза на всевозможные новые проявления и формы, которые были скрыты от большинства «железным занавесом». Выставка сопоставляет музейное наполнение того времени с цитатами из прессы, некогда массово освещавшей художественные выставки.



На главной стене в зале изображен большой сатирический коллаж. Все части выставки в нем сходятся в одно целое.
Фотография из инстаграмов dmitry_moskvin и kyky_ekb.

Илья Шипиловских не в первый раз приходит к вопросу о времени и связи Екатеринбурга с мировыми художественными процессами. Одна из предыдущих его выставок «Ура, Урал» получила свое имя благодаря сборнику стихов писателя Луи Арагона. Этот сборник написан по мотивам его поездке по нашему региону в 1932 году. Восхитившие его социалистические стройки оказались, в большинстве своем, роялями в кустах и потемкинскими деревнями. Когда он уехал — люди вернулись к привычной тяжелой жизни. Создание таких иллюзий для иностранцев для советских властей имело гораздо большую значимость, чем показ реального положения вещей. Выставлявшиеся в рамках «УУ» мастера из нашего региона отвечали за возвращение реальности на место.

«Вспомнить всё» — это, своего рода, ответная реакция и обратный процесс. Художники приезжали ненадолго, но навсегда оставляли зрителям образы, с которым в последствии ассоциировалось все современное искусство вообще. И чем ярче и эпатажней были их произведения, тем более сложные понятия они начинали обозначать. С тех пор, любой перформанс — это образец того, что, скорее всего, включает в себя сюжеты «от пропаганды сатанизма до половых извращений», инсталляция — это заумно разложенные или слепленные груды мусора, а художественные акции — что-то среднее между провокаций и терроризмом.

Хотите увидеть, как отважный фотохудожник делает минет восковой скульптуре Ивана Грозного? Не уведите. Эта эпатажная работа осталась в запаснике выставки «Безумные двойники».

Из статьи в газете «Вечерние ведомости».

Тема «Вспомнить всё» — название фильма, снятого по произведению Филипа Дика. Этот фильм хорошо вяжется с образом современного искусства — какой бы концепт и мысль в него не заносили, сильнее всего аудитория запомнит условные «три сиськи». Мало кто при этом вспоминает или верит в то, что изобразительное искусство — не часть энтертейнмента, а разновидность интеллектуального труда.

Новелла Дика в русскоязычных переводах имеет несколько названий. Жонглирование ими поможет мне попытаться расширить рамки взгляда на представленные работы. И если про «Глубины памяти» добавить больше нечего, то про «Продажу воспоминаний по оптовым ценам» говорили и тогда, и сейчас. Современное искусство, как часть товарно-денежных отношений давно стало рассматриваться как объект вложения капитала со стабильным ростом стоимости. Поэтому и аудитория вокруг них собирается оценивающая, но оценивающая, в первую очередь, по имени. Без наличия этого «имени», аудитория часто обходит выставки вообще. Конечно, за исключением их открытия с фуршетом и официальной частью. Современный музей открыт к тому, чтобы эти имена находить, выбирать и, в конечно итоге, создавать.

В процессе созерцания творчества Герольда Хирна было выпито 60 бутылок вина и съедено 100 килограммов колбасы и сыра.

О выставке 1992 года.

Самый прямой перевод названия «Мы вам все припомним» разит духом исследуемого времени. Начальная точка (1987г.) совпадает со стартом официального курса на перестройку, благодаря которому в нашей стране и появились эти заморские художники. Конечная (2007г.), с одной стороны, совпадает с началом большой деятельности ГЦСИ, которая в итоге привела к первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства, с другой, — с одним из самых крупных музейных скандалов в современной России. Московская выставка «Запретное искусство» подняла тему того, что считается спорным и не попадает в музейное пространство, так высоко, что за ней поднялся настоящий народный бунт. Она стала одним из катализаторов принятия «Закона о защите чувств верующих». Микки Маус в образе Иисуса не стал спасителем, и наоборот, скорее всего из-за него рамки внутренней музейной цензуры только расширились.

Но были люди — и в среде неравнодушной интеллигенции, и среди художественного сообщества,— посчитавшие выставленные на «Запретном искусстве» работы чересчур радикальными и провокативными. Эти люди вообще недолюбливают искусство, которое резко и провокационно выражает вопросы, накопившиеся в обществе, и этот процесс еще раз доказал им, что оно способно привести к серьезным потрясениям и даже конфликтам. Они считают наказание для Ерофеева и Самодурова необходимым, пусть это будет условный срок или штраф.

Из статьи в журнале Коммерсант о суде над кураторами выставки «Запретное искусство».

Представленная в ГЦСИ хроника выставки «Безумный двойник» содержит в себе статью, в которой слова фигуранта этого уголовного дела Андрея Ерофеева приводятся для защиты самой выставки от возможных нападок. В 2000 году эти слова были услышаны государством и выставку не закрыли. А конституция, в соответствии с которой Россия — это светское государство, осталась над интересами националистических и религиозных групп.

— Я не хожу в церковь, и не прошу снять иконы, если они мне не нравятся. Мы не претендуем на то, чтобы люди молились на эти картины. Не можем мы угодить всем (представителям религий).

TGNaznhgfCw[1]

В конце фильма с Шварценеггером — «уроды» получили свободу и права на существование в обществе, которое отличалось от машин только тем, что размножалось традиционными способами. Каждый такой «урод» из фильма — символ социального вопроса. Такие вопросы веками ставились искусством и литературой для того, чтобы общество могло посмотреть на себя со стороны. Решения этих вопросов задает систему координат по которой определяется отношение прав человека к праву людей во власти отбирать эти права. Ими же определяется длина пути к «светлому будущему» и скорость общественного движения по этому пути. Что будет в конце, читайте у Дика.

??

Посмотреть выставку и узнать, куда нас несет вы можете по адресу Добролюбова, 19 А.

Свою работу она продолжит до 1 февраля. До конца этой недели вы можете привести на неё друзей и пройти вдвоем по одному билету.

Время работы выставки: Вт.–Вс . 12.00 – 20.00
Пн. – Выходной

Стоимость билетов: 100 рублей, 50 рублей — студенты и школьники, бесплатно – студенты творческих специальностей, дети до 7 лет и пенсионеры.

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook