Город

Простые истины из свитера

Опубликовано 07 мая 2014 в 15:30
0 0 0 0 0

В галерее уличного искусства «Свитер» открылась третья по счёту экспозиция «Простые истины». Чем удивили на этот раз художники екатеринбуржцев?

св

Всё началось с проверки гостей галереи на преданность. Было заявлено: открытие выставки в 18:00. На часах почти семь, подхожу к галерее – около входа толпа. Неужели такая очередь?
— открытие задерживают. Уже три раза говорили 20 минут подождать, — рассказывают мне у дверей.
— уважаемые гости, ещё буквально 20 минут! Подождите, пожалуйста! – как раз кстати высовывается из галереи девушка.
— ну у них и разруха там, — делится впечатлениями парень, заглянувший в окно. – Не могли нормально подготовиться?
— Да ладно тебе. Это же художники, им не обязательно быть пунктуальными. Держат интригу. Им можно, — снисходительно замечает его спутница.

свв

Впрочем, ради такого можно и подождать. Наконец, заходим в лабиринт залов галереи – каждый раз здесь совершенно мистическим образом появляются всё новые помещения, которые никто не видел раньше. В этот раз маршрут от лёгкой и невесомой входной группы с облаками и корабликами ведёт прямо в подвал, где зрителей встречает инсталляция куратора выставки, Славы ПТРК. На полу ряд старых чемоданов, не то связанных, не то запутавшихся в колючей проволоке. На стене – угольный рисунок разорванного моста. Контуры знакомые, похожие на наш, Макаровский, перекинутый через пруд.

Через несколько дней ПТРК напишет в социальных сетях: «Так получилось, что эту работу для выставки в Свитере я сделал 28-30 апреля, то есть за несколько дней до событий в Одессе, и была она совсем о другом — о грузе личных проблем, комплексов и обязательств, который каждый из нас тащит за собой по жизни, пытаясь время от времени избавляться от ненужного балласта. Нужно уметь сжигать мосты, оставлять прошлое в прошлом и двигаться дальше. Но теперь, после трагедии 2 мая, эта работа еще и об Одессе, о тех последних остатках взаимопонимания, адекватности, взаимоуважения и договороспособности, которые были сожжены вместе с Домом профсоюзов. Очень жаль. Всех».

Но это будет потом, а сейчас толпа посетителей вникает в современное искусство. В глаза бросается работа «Поговорки» Саши Салтановой. Серия постеров, на каждом – русская пословица, её англоязычный аналог и пиктограмма, построенная на игре слов, их объединяющая. «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» и «Don’t halloo till you are out of the wood» рождают, например, смешную ёлку с ветками из человеческих ног.

св1

Качели посреди зала, раскрашенного в чёрно-белый с границей ровно посередине, как символ вечной дихотомии добра и зла. Комната с гигантским столом выше человеческого роста и такой же табуреткой – мини-история о детском любопытстве и недосягаемости «большого мира». Действительно, простые истины, понятные каждому.

Но не все смыслы считываются с первого взгляда. Многое непонятно, пока не прочитаешь описание. Есть работы, в которых и описания немногое проясняют. В подвальном зале, например, две девушки и молодой человек бурно обсуждают триптих с чертами мифологии и стим-панка. На стене граффити: человеческое лицо в респираторе, к которому стекаются две трубки, одна из мира железа и радиоактивных отходов, вторая из райского сада.

сввввв

— Это Ева, посмотрите, у неё в руке яблоко.
— А ещё она беременна. Землёй.
— Какая Земля? Это черви, они символизируют пороки.
— Какая Ева? Это вообще робот. Робот не может быть Евой.

Ещё одна работа – кирпичная полуразрушенная стена, из кладки не то вылезают, не то наоборот, влезают, пенопластовые создания. Описания нет. Художника, который дал бы комментарий, тоже нет – несмотря на ожидания, свои работы на открытии никто не презентовал. В недоумении смотрим на пенопластовых чудиков несколько минут, в результате уходим дальше без ответа. «Видимо, не развито у нас абстрактное мышление» — жалуется моя коллега.

св2

Мнения посетителей по поводу «Простых истин» тоже разошлись.

Мне кажется, эта выставка слабее предыдущих двух. – комментирует кинокритик Евгений, посетитель выставки. — Простые истины оказались какими-то непростыми. Я недавно был во Франции, в центре Помпиду (галерея современного искусства – прим. ред.), и там не требовалось читать объяснения, потому что работы были выразительны, интересны и цепляли с первого взгляда. Здесь такого понимания нет. Объяснения есть, но они не помогают понять идею. Они очень размыты и абстрактны. По крайней мере, в этот раз.

Получилось, в целом, интересно, но очень много декоративного, — говорит Анастастия, искусствовед. — Ты видишь красивую картинку, действительно красивую, и начинаешь искать в ней смысл, которого может и не быть. Вот эта женщина с двумя трубками, например. Или граффити с летающими собаками, похожими на пончики. Они несут больше декоративного, чем смыслового.

А мне очень понравилось. – говорит студентка Мария. — Делать из простых, обыденных вещей такое – это правда искусство. Столько свежих идей, ярких работ, каждая по-своему уникальна и несёт в себе авторскую идею. Такие проекты должны жить, я считаю. Они сподвигают тебя думать и творить самому.

сввв

Выставка будет открыта для посетителей до 1 июня по адресу Пушкина, 12. Не ориентируйтесь на мнения других, оцените сами.

Фотографии: Дмитрий Светлый, Александр Осипов

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook