Город

Разговор с тьютором: об онлайн-учебе, креативе и тонусе мозга

Опубликовано 16 октября 2014 в 13:59
0 0 0 0 0

ekb_tutor

Современные средства коммуникации ломают шаблоны и упраздняют границы. Ты можешь узнать горячие новости из первых твитов, поговорить со своей собакой по скайпу через тысячи километров, получить консультацию специалиста с другого конца света. Но интернет сносит и границы образовательных стандартов, размазывая опыт гнозиса по всей сознательной жизни. Как получить самые качественные знания, не выходя из дома, сертификатами от каких университетов мира интересуются работодатели и в какой слот засунуть свое любопытство – об этом мы поговорили с Алексеем Слуцким, тьютором и бизнес-тренером.

— Алексей, расскажи для начала кто такой тьютор и зачем он нужен?

— Тьютор – это такой наставник, который помогает учиться – и молодым, и зрелым людям. Но его отличие от учителя или лектора в том, что он старается узнать подопечного, видит его личные цели, стремления, предпочтения и помогает ему выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Определить: чему учиться, в какой форме, где, что для этого нужно почитать, прослушать и просмотреть, в какие сроки и так далее. И тьютор сопровождает образовательный процесс – где-то контролирует, где-то поддерживает, где-то подпинывает.

— Например, я твердо решаю, что хочу научиться классно фотографировать, и все друзья мне говорят: купи хорошую зеркалку, много снимай, читай статьи – рано или поздно начнешь понимать, что к чему. Может ли тьютор предложить мне что-то другое?

— Да, тьютор обсудит с тобой твое намерение, выяснит, каким ресурсом (временным, финансовым) и бэкграундом ты обладаешь и поможет подобрать литературу, видео-уроки и главное – обучающие курсы и мастер-классы специалистов. Поможет выстроить все это в удобную учебную структуру и будет узнавать, как идут дела, появилось ли желание немного изменить траекторию – например, специализироваться в макросъемке или, скажем, детской портретной съемке. Дело в том, что не каждый из нас может быть экспертом в области рынка образования, не каждый представляет, какие возможности для обучения и практики существуют, и задача тьютора – познакомить ученика с этими возможностями и помочь выстроить индивидуальную образовательную программу, подходящую под цели и средства.

— Ты уже дважды произнес слово «индивидуальный». Мы привыкли, что традиционная система образования – это групповая работа в системе: сначала все учатся в классах, потом в университетских группах. Какие бонусы дает индивидуальная программа?

— Я бы говорил не о бонусах, а о неизбежности индивидуальной траектории. Мир меняется, знания становятся все доступней, электронные гаджеты и сети позволяют очень просто дотронуться до целых массивов данных, которые теперь нет необходимости запоминать. Кроме того, многие функции за нас начинают выполнять механизмы и роботы. А значит, освободившийся мозговой ресурс мы можем переориентировать на другие умения, которые роботам недоступны: анализ и поиск, креатив, воображение, инициатива, аргументация, лидерство. И чтобы развить эти качества, нужно раскрывать себя, следовать за своими сильными сторонами и сильными желаниями. Нужно идти за интересом, за драйвом. А этого нет в традиционном стандартизированном обучении. Оно, к сожалению, убивает мотивацию еще в школе. Поэтому сегодня нарастает тенденция отказа от традиционных форм образования: все больше детей учится дома, по индивидуальному графику, все больше студентов включают в свой образовательный пакет курсы от самых разных университетов, разные практики и опыты. Взрослые учатся. Люди начинают образовывать себя сами и отлично понимают при этом, какие знания им нужны. Индивидуальная траектория позволит следовать за живым интересом и реализовывать личные цели. Это отличный способ быть эффективным и удовлетворенным студентом и специалистом.

— А как же дисциплина и гранит науки? Разве можно без них добиться стабильных результатов в профессии или любых важных проектах?

— Дисциплина и труд пусть будут, никто не агитирует за халяву. Но надо правильно выбирать точку приложения сил. Если ты выбрал сферу, в которой тебе интересно работать, расти, экспериментировать, видеть результаты, — то все эти обстоятельства работают на тебя. Тогда ты занимаешься своей темой или своей практикой усердно. Кроме того, существуют образовательные стандарты и корочки, без которых тоже невозможна дорога к успеху, а их не получить без труда. Другое дело, что на привычные корочки все меньше смотрят реальные и интересные работодатели.

— Интересные работодатели оценивают послужной список, портфолио и личные качества кандидата?

— Да, но не только: в прошлом году около 400 компаний (среди них Google, Twitter, Amazon) платили деньги международным онлайновым образовательным платформам Coursera и Udemy за доступ к данным об их выпускниках. Потому что если ты настойчиво занимаешься своим развитием, значит, ты ценный и высоко мотивированный кадр. Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам доступ к онлайновым курсам, а самые перспективные сотрудники понимают важность постоянного развития.

— Отлично, давай остановимся подробнее на этой теме. Расскажи об онлайновых курсах.

— Это такой новый прогрессивный способ учиться дистанционно. Именно он в последнее время бурно развивается в мировом образовании. Есть принятая аббревиатура – MOOC — Massive open online courses – Массовые открытые онлайновые курсы. Это курсы с открытым доступом и интерактивным участием, иногда платные, иногда нет. Они доступны старшеклассникам, студентам, взрослым людям. Практически, любой человек в здравом уме и с навыком самоорганизации может на этих курсах заниматься, сдавать аттестации и получать сертификаты об успешном прослушивании. Самые интересные и зрелые платформы – это международные Coursera, Udacity, здесь предлагаются курсы от лучших университетов мира по гигантскому количеству направлений, язык – английский, но кое-что есть на русском и других языках. В России тоже появляются похожие площадки: Универсариум, Uniweb, Интуит, есть качественные площадки для школьников вроде Фоксфорда и Интернет-урока, есть площадки по изучению иностранных языков вроде Лингвалео. В Екатеринбурге в этом направлении работает «Университет 2.0», они запустили сервис «EdMap.me», который помогает сразу выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Y94M2fER8H21DZ938clIsiDd3dwvZO

— Эти курсы в самом деле эффективны?

— Пока довольно высок процент людей, которые зажглись и стали заниматься, но потом бросили программу. Сказывается привычка учиться из-под палки, когда несдача аттестации грозит разными карами. Кроме того, люди медленно перестраиваются на учебу без наставника, у большинства слабая мотивация к самообразованию. В этом нет ничего удивительного, психика обычного здорового человека любое новшество воспринимает в штыки и стремится сохранить привычный баланс, полениться, позависать. Ну, и сама система онлайн-курсов пока слишком молода. Пройдет немного времени, она пустит корни, работодатели начнут всерьез относиться к сертификатам с онлайн-курсов, курсы начнут давать ощутимые социальные и статусные бонусы, — и вот тогда людям будет проще перестроиться на новый формат учебы. Само собой, традиционные форматы обучения сохранятся, но это будет такая базовая ниша, которую необходимо дополнять новыми ответвлениями по собственному выбору. Образование как конструктор.

— Будущее еще не наступило, хотя мы его с интересом ждем, так что расскажи, пожалуйста, о бонусах онлайн-образования, которые работают уже сейчас?

— Здесь ключевые слова – свобода и доступность. Онлайн курсы зачастую даются бесплатно или стоят небольших денег. У вас нет необходимости ехать за качественным образованием в Москву, Гарвард или Оксфорд, вы можете, наоборот, уехать в Крым или балийскую деревню на зиму – и углубиться в учебу. Или заниматься дома по ночам, по понедельникам – когда захотите. Один из бонусов, хотя он и непрост, — это навык самоорганизации, который развивается в процессе дистанционной учебы. Вам приходится брать на себя ответственность за учебу и ее полезность в вашей жизни, и такая ответственность, знаете, очень тонизирует и стимулирует мозговую активность.

0a1076d4d7a8b5f171a9348e6c380733

— А есть у онлайн-образования минусы?

— Пожалуй, отсутствие живого общения и обмена с другими людьми по поводу изучаемых тем. Хотя многие образовательные площадки снабжены форумами, и люди могут там контактировать, но это не то же самое, что общаться в университетских кампусах и на конференциях. Наверное, у всех был опыт: когда находишься в среде единомышленников и работаешь над каким-то проектом, то простое общение с союзниками или оппонентами дает массу инсайтов и новых идей. И ты их тут же тестируешь и внедряешь. Но я не думаю, что кому-то в голову придет сконцентрироваться на дистанционной учебе и запереться с ноутбуком дома, чтобы стать умным асоциалом. Сегодня онлайн образование – это, прежде всего, классное дополнение к базовой учебе или совместной практике.

— Можешь ли дать совет, как добиться успеха в образовании?

— Постараться понять, что вам интересно и чем вы хотите заниматься. Искать образовательные предложения, дополнять традиционную учебу в ВУЗе или колледже разными курсами и практикумами. Определиться с приоритетами и распределять свои образовательные усилия – больше вкладываться в важные направления, все прочее сдавать по остаточному принципу. Всегда «созваниваться с реальностью» и видеть, как ваш предмет встраивается в социальные практики, как вы сможете применять или продавать свои знания и умения. Ныне живущим поколениям все равно придется учиться новым вещам всю жизнь, так что лучше держать мозг в тонусе и быть в курсе событий.

0 0 0 0 0




Вконтакте
facebook