Общество

Религия по Фрейду: как стать крутым и крепким

Опубликовано 09 января 2015 в 15:53
0 0 0 0 0

Екатеринбург отметил Рождество, а TER задумался, как религия влияет на жизнь современного молодого человека? Что меняется в тебе, если ты веришь в Высший разум, или исполняешь намаз, или читаешь мантры Кришне? Об этом мы поговорили с практикующим психологом Андреем Степановым.

creation

— Андрей, есть такая идея, что современному человеку можно верить только в науку, искусство и глобальную экономику, а религия – это какой-то атавизм, как хвост или шерсть на спине.

— Еще в начале 20 века Фрейд говорил, что боги выполняют для человека три функции: снимают страх перед природой, нейтрализуют ужас перед неминуемой смертью и вознаграждают за неудобства, которые выпадают на долю человека в социуме. Подумайте сами: может ли наука или искусство обеспечить то же самое? Наука работает над препаратами для продления жизни, при сохранении ее качества, но это все равно не сравнится ни с переселением в рай, ни с реинкарнацией. Человеку, который решается жить без построения отношений с высшим существом, нужно быть очень крепким, сильным и самостоятельным, иначе ему непросто придется.

— Это у вас профессиональная психологическая трактовка религии – о построении отношений?

— Почему же? Сам термин «религия», происходит от латинского ligo – соединять, связывать, а re-ligo – означает восстанавливать связь. И в любой религии, от шаманизма до секты дырников, важно именно установление связи с высшим существом. Чтобы ты его слышал и знал о нем, и оно бы о тебе знало.

3615820

Кроме того, каждый из нас где-то несет память о состоянии, когда он был тотально беспомощен перед внешним миром, и защищали его «всемогущие» внешние силы.

Необходимо было только возопить о своем страдании – и эти силы, как правило, приходили на помощь. А ведь, к слову, младенцы испытывают нешуточные страдания, они очень маленькие, никаких психических защит нет, он не знает ничего о мире, и когда младенец голоден или замерз – он моментально впадает в ужас: «Ааа! Мне писец!» — правда, из этого ужаса его так же просто извлечь, взяв на ручки и накормив, и он будет кайфовать. Потом почти любой младенец вырастает, может защитить себя сам в стандартных ситуациях, но если сталкивается с неодолимым ужасом или проблемой – тут ему остается только внутренне возопить к высшему существу и ждать чудесной помощи. Потому что полностью взять на себя ответственность за свою жизнь и переносить неизвестность мы обычно не в состоянии.

— Что же это означает? Что к религии приходят незрелые, инфантильные люди?

— Вовсе нет! В религии очень разные люди. Взрослая личность будет делать упор на свой долг перед Богом или мирозданием и людьми, а инфантильная личность будет кричать: «Спасите!» — и плакаться или искать врагов.

98500264_large_PAPA01

— Получается, и зрелым, и инфантильным людям религия нужна как очень сильная защита?

— Давайте начнем с того, что никто не живет без защит. Если человек впадает в сильный стресс, то психика быстро находит способ его из этого стресса выдернуть – перенаправить или заблокировать эмоции, отвлечь, переключить на другую задачу. Это наш спасительный клапан для отведения пара, потому что в очень сильном стрессе человек долго не продержится, организм может погибнуть за несколько минут. И религия предлагает выход из сильного стресса, передавая ответственность за происходящее высшему существу. Ведь человек в своей жизни и в своем развитии может столкнуться с такими сложными и угнетающими явлениями, которыми он не в силах управлять. Смерть близких, финансовый провал, крушение идеалов и ориентиров, предательство или одиночество, да кому-то и пожара в сарае может хватить.

— Религия спасает от негатива?

— Вот как раз это не обязательно негативные вещи. Мы не настолько круты, чтобы выдерживать долго и многие позитивные переживания. Почему мир так огромен и многогранен, почему мой любимый так прекрасен, почему у меня сердце разрывается от волшебства этой ночи. Вы замечали, что часто мы начинаем испытывать щемящие прекрасные чувства, но они довольно быстро проходят? – и мы говорим потом: «Ах, это длится так недолго», — а на самом деле мы сами от этого чувства закрываемся, потому что его сложно долго выносить. И тогда мы передаем все, что выше наших сил, туда – «наверх», и получается, что религия спасает от всего, что выше человеческих сил. Вера в высшее существо, которое способно справиться с очень сложным миром и позаботиться о нас, удерживает нас на плаву и не дает разрушиться. А если мы устанавливаем с ним связь, строим отношения, чтобы иногда «созваниваться» с ним, — это дает особую остроту переживания жизни, прикосновение к чуду, особое измерение.

— Но не все склонны называть эту высшую сферу Богом.

— Конечно. Кто-то верит в Высший Разум и пришельцев из открытого космоса, кто-то обожествляет Природу, кто-то – Волю, кто-то называет высшую сферу Сверхсознанием, которое на самом деле является достоянием человеческого вида. Трансгуманизм, солипсизм – все, что угодно. Вариантов религиозных решений и традиций масса. Главное, что в сферу божественного отходит все, что больше нас, что мы не в состоянии охватить, объяснить и контролировать. А дальше начинается построение отношений с этой сферой с целью сделать себе и ближним хорошо.

— Еще религия часто дает группу поддержки.

— Если человек попадает в религиозную общину – то да. У него сразу появляются братья и сестры, советчики и собеседники. Даже если человек остается вне группы, не ходит ни на какие встречи и собрания, но выбирает для себя какую-то традицию – у него есть связь с другими людьми через тексты и ритуалы, через новое понимание того, как с людьми следует строить отношения. И он не чувствует себя одиноким. Но тут процесс очень сильно зависит от зрелости личности. Кто-то скажет: «Есть я и Бог, все остальное – между нами», — и останется в изоляции.

las-cuatro-verdades-nobles

— А изоляция чем-то может быть плоха?

— Мало кто из людей способен долго переносить изоляцию. Мир так устроен, что жизнь отдельного человека зависит от социума: его выживание, обмен информацией и эмоциями, мобильность и развитие – зависят от количества и качества связей с другими людьми и культурными продуктами, которые другими людьми созданы. Очень немногие люди способны на отшельничество и самообеспечение вообще всем. У большинства при изоляции начинается ухудшение состояния. И религиозные традиции могут по-разному стимулировать нас.

Одни традиции склоняют человека работать над расширением и прокачкой связей с миром, стимулируют отдавать энергию и делиться с другими людьми, поддерживать обмен и наращивать ресурсы.

Вот лютеранин усердно работает, создает рабочие места, следит за нравственным обликом, его жизнестойкость повышается, он вовлечен в мир, развивается и помогает развитию других людей – и он уверен, что это угодно Богу. А другие традиции стараются замкнуть человека на узкой группе и внушают, что снаружи – враги, что нужно уйти от мира и строить свое уникальное счастье. И цимес в том, что в такой группе люди часто остаются несчастны, запуганы, у них высокий уровень стресса и стабильно низкоресурсное состояние, со вспышками экзальтации и агрессии. Посмотрите на некоторые группы анастасиевцев, которые пытаются создавать родовые поселения, или на ультраортодоксальных иудеев Иерусалима.

42

— Еще люди часто угнетают и кошмарят друг друга на основании религиозных предпочтений.

— С допотопных же времен! Но еще раз скажу: все зависит от уровня развития личности. Взрослый человек, который осознает свои границы, умеет держать их на замке от непрошеных вторжений и при этом умеет сближаться, вплоть до слияния, — кошмарить никого не станет и себя в обиду не даст. Он не будет испытывать праведного гнева, потому что это очень энергозатратная и, честно говоря, разрушительная эмоция, психике дешевле просто закрыть границы (в том случае, когда они есть) и дистанцироваться, не отказываясь при этом от реальной защиты себя и наказания виновных, если это необходимо. А незрелая инфантильная личность без центра и границ, которая не научилась стоять на своих опорах и ищет, к кому бы прислониться, чтобы не пропасть в ужасе, — вот она будет сливаться с религиозной группой и назначать всех остальных врагами, которых не грех и погнобить. Думаете, детский сад заканчивается в шестилетнем возрасте? Вот нет, к сожалению, слишком многие живут в этом формате до гроба.

— Что же нас спасет?

— Не знаю. Кого-то спасет чудо, а кого-то – выстраивание собственных опор, прокачка себя и взаимовыгодных связей с обществом, которые и дают чувство собственной ценности, защищенности, веса, границ. Религия не сделает из инфантила взрослого человека, хотя она и может помочь. Крутым и крепким может сделать только труд, развитие, образование, творчество, интерес, взаимодействие – когда они делают тебя ценным для других и дают настоящее удовольствие. Тогда сам черт не страшен.

MosqueCeilings02

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook