Романтика частного космоса. Как зарабатывать на просторах Вселенной

похожие новости

Человечество издавна одержимо идеей покорения космоса. Еще сто лет назад люди только мечтали о полете в темные глубины, но сегодня запуск очередного спутника или ракеты впечатлит лишь единицы. Но удивиться все-таки придется, потому что загадками Вселенной можно не только восхищаться, но и зарабатывать на них. 

Не все знают, что помимо государственной космонавтики в мире развиваются еще и частные организации, которые стремятся укрепить свои позиции на вселенских широтах.  В этом материале мы постараемся разобраться в том, что же такое частная космонавтика в России и США, и почему мы о ней так мало знаем.

2 марта в Ельцин Центре в рамках проекта «Интеллекции» сотрудник частной российской компании «Даурия Аэроспейс» Виталий Егоров объяснил зрителям, чем именно занимаются покорители «особого космоса».

Спикер начал с того, что  сразу развенчал мифы о массовом космическом туризме: «В космосе побывали всего семь туристов, и всех их свозил туда Роскосмос». Виталий подчеркнул, что иностранных исследователей Вселенной пока еще никто не выпускал: «В интернете до сих пор висит ролик, в котором один из частных промышленников США сетует на то, что русские уже даже туристов в космос отправляют, пора бы и нам их догонять. Ролику уже десять лет, но американцы все никак нас догнать не могут».

Возвращаясь к теме лекции, спикер объяснил, что сегодня коммерческая деятельность в космосе достигает невероятных масштабов, уже на данный момент в развитие частного космоса вложено свыше трехсот миллиардов долларов, причем далеко не самая большая часть из этих денег уходит на финансирование полетов в недры черной материи.

Частная космонавтика – это разноплановая область, которая включает в себя три основные сферы – клиентские услуги (58%), услуги операторов (9%) , производство и запуск ( 33%).  Как видно, больше всего денег на частной космонавтике зарабатывают те, у которых нет даже спутников и ракет. Это люди, которые занимаются разработкой различных сервисов, позволяющих использовать возможности спутников и ракет. К ним относятся, например, излюбленные всеми Google-карты или Uber, а также сервисы, связанные с геопозиционированием, то есть всё, вплоть до приложений для свиданий.

33 % космического бизнеса сосредоточено на «железе», то есть на конструировании спутников и ракет, а также на запуске этих аппаратов.

Операторы – это те, кто непосредственно отправляет космические конструкции, занимается координированием. К примеру, какая-нибудь телевизионная компания платит оператору, чтобы тот позаботился о том, чтобы спутник данного канала висел в нужном месте и исправно подавал сигнал. К слову, технологии достигли такого уровня, что те же сотрудники компании «Digital Globe» , делающие сверхкачественные фотографии поверхности Земли, шутят: «Лицо разглядеть не получится, но лысого от волосатого мы уже отличить можем».

Спикер объяснил, что сегодня частная и государственная космонавтика достаточно тесно взаимодействуют между собой. В США  НАСА и Пентагон постоянно обращаются к коммерческим компаниям , тогда как в России такое сотрудничество закрепилось не очень давно.

Основная часть лекции была посвящена тем, кто делает «грязную железную работу»: строит спутники и ракеты

Виталий обозначил, что сегодня в космонавтике вводится такое понятие как New Space (Новый космос) – это частные космические компании нового поколения, услугами которых успешно пользуется государство, заказывая им проектирование летательных аппаратов и вкладывая в них деньги. В будущих разработках New Space наметилось несколько направлений:

  • съемка поверхности земли ( причем гонка идет не за более детализированной съемкой, а за наблюдением одного и того  же объекта), дело уже дошло до того, что одна футбольная команда может следить за тренировкой другой  и т.д. Заказы на такие съемки в будущем будут только расти;
  • глобальный интернет (идея в том, чтобы запустить огромное количество спутников на околоземную орбиту, обеспечив «глобальный Wi-Fi» всему миру);
  • телеметрия (телекоммуникация между космическими устройствами).

Говоря о российской частной космонавтике, спикер обратил внимание слушателей на то, что все коммерческие компании в России убыточные, существующие только за счет более и менее стабильных инвестиций  и работающие по сути за идею. «Гораздо сложнее начать зарабатывать на ракете, чем ее построить» — объяснил Виталий.

Являясь сотрудником одной из таких организаций, он рассказал о компании «Азмерит», состоящей буквально из трех-четырех человек. Предприятием были разработаны маленькие звездные датчики, которые вроде бы заинтересовали крупные компании, но никто не хотел их финансировать.

В итоге впервые в истории частной российской космонавтики  спонсором проекта стал Роскосмос. Это тот редкий случай , когда государство в России обратило внимание на частную космическую компанию. Хотя до этого глава Роскосмоса Игорь Комаров говорил, что он не видел и не знает частной космонавтики в нашей стране.

В заключении лекции Виталий Егоров несколько ошеломил аудиторию тем фактом, что доля космической деятельности России в мировом масштабе составляет всего 2-3%. «Но это не значит, что мы в последних рядах – заявил спикер – зарубежные космонавты до сих пор летают только на советских «союзах».




в центре внимания Вернуться на главную

видео дня Полярное сияние в Свердловской области
цитата дня «Я не испытываю к верующим чувства ненависти. Я родился в семье, где мать была православной, а отец — мусульманином. Меня не крестили тогда, чтобы я сам выбрал религию. Но сам я решил быть атеистом»
Руслан Соколовский