Город

Старый Екатеринбург лучше нового? Архитектурная экскурсия с Александром Цариковым

Опубликовано 17 апреля 2016 в 16:33
0 0 0 0 0

На прошедшей неделе завершился цикл мероприятий, посвященных символике Свердловска — «Ghetto-лекторий». 10 апреля культуролог и шоумен Александр Цариков провел прогулку «Снесите это немедленно!», где доказал всем собравшимся гармоничность старой архитектуры города с помощью профессиональных инструментов и привел несколько примеров неудачных сооружений Екатеринбурга. TER публикует ключевые тезисы экскурсии, которые помогут почувствовать силу свердловского конструктивизма.

70HWNUbHafA

В девятнадцатом веке в Британии появляется жанр стимпанк, через столетие проникший в Россию и концептуально заразивший все сферы жизни общества. Причиной тому послужила индустриализация, активно развивающаяся в России в то время. Ореол технологической романтики отразился и на архитектуре: здания строили, опираясь на технологические прообразы и, таким образом, теперь мы имеем дома-пароходы, дома-трактора и другие техногенные аналоги. Здесь прослеживается идея торжества разума и победа человеком природы, столь характерная для авангарда.

Вместо ортодоксального бога мы получили веру в разум и волю, а вместо церквей – дома-танки и другие проявления техно-утопии.

вв

В понимании архитекторов-конструктивистов, идеальный город – функциональная площадка для коммуникации: обилие общественных пространств, читабельные архитектурные элементы, ритмичность, четкая сетка улиц – своего рода утопия.

На Площади Малышева конструктивистские здания коммуницировали между собой за счет единого ритма. Окна «Дома контор» и «Рубина» находятся в равновесии, за счет чего создается органичное и сбалансированное пространство, а стоящее вдали здание МВД делает композицию целостной.

Сейчас мы не можем прочесть это пространство так, как оно задумывалось архитекторами: на Площади Малышева стоит ТЦ «Limerance», который не только не вписывается в архитектурную среду, но и разрушает ее.

Гарм

По адресу переулок Банковский, 9 расположено заброшенное здание акционерного общества «Союзхлеб», построенное в 20-х по проекту архитектора Георгия Валенкова (он же спроектировал здание Дома обороны на Воеводина, 6, о котором уже шла речь). Дом находится в неэксплуатируемом полуразрушенном состоянии, несмотря на то, что является объектом культурного наследия и частью конструктивистского ансамбля в Банковском переулке. По форме он напоминает танк или корабль, однако сегодня сложно судить однозначно, так как формы его несколько размылись за счет несохранности архитектурных элементов, росписей на стенах и заброшенности прилегающей территории.

Здание могло бы стать культурным центром, его можно переоборудовать под кинотеатр, например. Однако, пока речи не идет о его восстановлении, несмотря на то, что оно находится в шаговой доступности от городской администрации и является памятником культурного наследия. Здание толком не охраняется, используется только десятая его часть — в глубине левого крыла фасада расположены офисные помещения – что дает основания полагать, что его настигнет та же участь, что и здание ДК «Уралмаш». Применительно к обветшалым конструкциям используется стандартный метод избавления от них: здание доводится до аварийного состояния, на нем разбирают крышу, из-за чего оно начинает разрушаться быстрее, а затем его сносят.

98_big (1)

Рядом с заброшенным «Союзхлебом» расположен дом-близнец – гостиница «Ярмарком» — здание, стилистически и композиционно повторяющее структуру соседа. Ярмарочный комитет – это организация, появившаяся после осуществления НЭП, когда был разрешен свободный товарообмен, а ярмарка была привычной формой не только торговли, но и развлечения. Сегодня в этом здании расположен Институт травматологии и ортопедии им. Чаклина.

Напротив этих зданий расположены Дома специалистов по адресам пер. Банковский, 8 и 10. Это жилые дома с отдельными квартирами со средней площадью ок. 92 квадратных метров, что по меркам лет постройки было более, чем прилично (сейчас тоже, в общем-то). Эти квартиры занимали первые лица города вроде директора Уралмаш-завода Александра Петровича Банникова. Для них характерны четкий ритм окон, зеркальная симметрия, балконы, скругленные по краям, что отличает их от элементов раннего конструктивизма.

В доме на Малышева, 21 сегодня живет один художник, который, если его хорошо попросить, может провести по зданию и показать знаменитые F-ячейки: это тип жилого помещения, содержащий в себе два (иногда и три) уровня, соединенные лестницами. Словом, это двухэтажная малогабаритная квартира, где расположены типовые передняя, гостиная и спальня, а также крошечные санузел и кухня. Последняя скорее похожа на шкаф, где стоит раковина и висит шкафчик с кружками – советскому человеку положено было питаться в столовых. Площадь такой квартиры как правило была около 33-34 квадратных метров. На восьмом этаже была столовая с террасой, сейчас она заложена и на ее месте построен еще один этаж, на крыше – солярий. Крыша являлась основным общим местом для коммуникации, поэтому балконы, как индивидуальное пространство для выхода на воздух, отсутствовали. Главное значение придавалось санитарно-гигиеническим нормам: в доме была реализована система двустороннего проветривания для профилактики туберкулеза, а полы были сделаны из экологически чистого материала – смолы, опилок и текстиля.

Далее рассмотрим два здания на Малышева под номерами 8 и 10: последнее имеет гармоничные пропорции и лаконичный экстерьер, а стоящее рядом под номером 8, одновременно играет в хрущевку и индийский дворец: у него нарушены пропорции.

пила

Последний пункт — детский сад комплекса Городка юстиции, так называемый дом-улитка. Это один из самых занятных и одновременно самых малоизвестных памятников советского конструктивизма. Он надежно спрятан от посторонних глаз во дворах Городка юстиции между гаражами и оградой Екатеринбургской пересыльной тюрьмы, ныне Свердловского областного следственного изолятора. Городок юстиции и следственный изолятор находятся буквально через дорогу от Центрального стадиона, на котором должны пройти несколько отборочных матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

c8f0tQQ3Q4w

5204cb82a9061449027196_600_400

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook