Развлечения

Уральский буддизм на вершине горы

Опубликовано 18 сентября 2014 в 14:45
0 0 0 0 0

Знаете ли вы, что на Урале есть единственный в своем роде буддийский монастырь? Ekb-Room расскажет, где он находится, как живут буддисты в условиях сурового Урала, чем питаются и кто создал этот монастырь.

История монастыря начинается около 20 лет назад, когда военный по имени Михаил вернулся из Афганистана на Урал. Измученный войной, он занялся богоисканием. Как известно, Тибет – практически синоним такому человеческому состоянию, как богоискание, поиск веры и себя, туда он и отправился. Учился жить по-новому, менял жизненные приоритеты и взгляды на мир. Так прошло несколько лет, пока его учитель не сказал ему: «вот ты здесь сидишь зря, у тебя есть своя гора». И нарисовал Северный рог – верхушку горы Качканар.

Знаю, это больше похоже на специально кем-то выдуманную быль, но каким-то образом Михаилу не только удалось отыскать ту самую Свою гору, но буквально с пустого места построить там целый монастырь. В наши дни у него десять послушников. Это молодые люди, затерявшие себя в мирских искушениях – наркотики, секс, рок-н-ролл. По большей части, именно зависимость от наркотиков, конечно, чаще всего приводит их сюда, в качканарский монастырь «Шад Тчуп Линг». Единственный на Урале буддийский монастырь расположен в 250 км от Екатеринбурга на верхушке горы Качканар на высоте 878 метров над уровнем моря.

Вернее сказать, монастырем по сути его назвать нельзя. Оказалось, это скорее буддийская община. Где люди живут по своим правилам, в едином быту, под одной крышей. Трудятся, спят и справляются с тяготами бок о бок. Отвыкают от суеты мирской и находят внутреннюю гармонию.

Чтобы иметь право назваться монастырем, нужно четыре монаха. А на монаха нужно учиться шесть лет. Один из послушников сейчас как раз отчалил в Таиланд на обучение. «Уехал учиться на монаха в Тай и не вернулся», — так и подмывает меня пошутить.

Община существует вот уже 17 лет. Реабилитирует бывших наркозависимых симпатичных людей в полном рассвете сил трудом, трудом и еще раз трудом. Они облагораживают территорию «Шад Тчуп Линг», рубят дрова, дежурят по очереди на кухне, выращивают овощи и пасут скот.

Кстати, уральские буддисты не вегетарианцы. «Если бы мы не ели мясо, мы бы давно уже здесь начали вымирать», — говорит послушник Сергей.

Причастность к общине вовсе не ограничивает их свободу. Основатель монастыря Михаил, к примеру, вполне мирской человек, открытый к общению и связи с внешним миром. Он часто спускается в город, и даже преподает в Екатеринбурге.

Ближайший продуктовый магазин – в семи километрах. У буддистов есть своя пасека, домашняя птица: гуси и курицы, и корова Таня. Местный буддист Сергей рассказывает нам, как она бегала на днях к быкам, и как он возвращал ее домой восемь(!) часов. Сергей рассказал нам о привычном для буддистов распорядке дня: подъем в 6 утра, работают с 8 утра до 8 вечера. Забот по хозяйству много. Быт устроен вполне хорошо: есть своя баня и кухня с газовой печью, и даже в раковине можно помыть посуду под слабой струей воды. Даже есть библиотека в 300 книг.

По выходным у них много гостей: я и запуталась, кто из многочисленных людей в здании — гость, а кто — послушник. Одна только наша группа чего стоит – целая толпа, двадцать человек. В самом Качканаре нас встретил наш гид Иван Михайлович. Он рассказал о Качканаре. Городу больше 55 лет, население около 40 тысяч человек.

Он рассказал нам о том, что когда-то в городе был свой народный цирк, театр «Эдельвейс», городская библиотека и горнолыжный комплекс с перепадом высот в 370 метров и двумя подъемниками. Но цирк уничтожили, библиотеку закрыли, театр разорился, а ГЛК требует вложений в 400 тысяч рублей, и пока, как ни странно, не нашлось меценатов.

— Какое вероисповедание самое древнее? – спрашивает Иван Михайлович у нашей группы. Автобус проезжает мимо деревянных избушек, приближаясь к лесу.

— Буддизм — самый древний, — отвечает за нас гид. — Появился в 5 веке до н.э. Сегодня вы сами увидите быт уральских буддистов.

Идти в сторону монастыря мы начали от деревни Косья. Мы пробираемся по красивой лесной тропинке в обрамлении камней, поросших мхом, эта тропа будто ведет нас в сказку. Чувствую себя Алисой в стране чудес. Для антуража не хватает кролика. Впрочем, его заменили многочисленные небольшие ящерицы. Запах и окрас осеннего леса – вот уже немалая награда любителя попутешествовать, лишившего себя в сентябрьское утро сна до полудня.

Здесь растут величественные кедры, многие из нашей группы собирают по пути грибы. В качестве ориентира — на деревьях, расположенных по краям тропы, ведущей в монастырь, повязаны ленточки.

Чем выше – тем живописнее вид. Вокруг горы, леса, и нас сдувает порывистый ветер. Местные говорят забавную фразу – вон «облако за гору зацепилось». И действительно, здесь нередко явление, когда облака будто повисают прямо над горами и проливаются дождем.

Здесь неподалеку, как нам рассказал гид, расположилась группа из Санкт-Петербурга, занимающаяся добычей палладия.

Кстати, нашему гиду 80 лет, и он взбирается на гору высотой 878 метров над уровнем моря наравне с молодежью!

Буддисты оказались очень гостеприимными, но мы так толком с ними не пообщались: о смысле бытия, их историях пришествия в буддизм. Уверена, они, и буддисты, и их истории, разные, и каждая история интересна. Впрочем, не факт, что кто-то из них захотел бы ей делиться. Одно я могу сказать точно — одного дня недостаточно для такой поездки. Лучше бы переночевать на вершине, пообщаться с ребятами и сутра наблюдать их специальную зарядку, присоединиться, может даже помедитировать. А днем пробежаться по местным достопримечательностям: скала Верблюд и памятник Гагарину.

До скалы Верблюд мы успели дойти, она в 15-ти минутах ходьбы от «Шад Тчуп Линг». Глыбы камней удивительным образом расположились в хаотичном порядке, и невидимой рукой выстроился кому – верблюд, кому – индюк, в зависимости от ракурса и воображения.

На территории монастыря тоже есть что посмотреть, и территория немаленькая. Например, пагода – первое, что построил Михаил здесь. Затем стали появляться одно за другим остальные постройки, коих сейчас десяток, все построено своими руками ребят.

Кстати, у монастыря есть даже свой сайт http://shad-tchup-ling.ru. Если соберетесь посетить буддистов – захватите с собой гостинцы: фрукты, сигареты, сахар, чай, кофе. Как у нас в группе ребята пошутили – «набор как в тюрьму, только заточенные там – добровольно».

Главное – отдохнуть в этом необычном месте ментально. Даже правило посещения монастыря есть такое: находясь в монастыре, постарайтесь не думать о мирском — об обыденных, бытовых вещах. Сохраняйте спокойное, благорасположенное и ясное настроение. Уважайте природу, людей, которые здесь живут и трудятся, их веру, обычаи, других гостей монастыря и друг друга.

Фото: Илья Герасимов.

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook