Общество

Возрождение иудеев. Чем живут уральские евреи сегодня

Опубликовано 30 июня 2016 в 11:30
0 0 0 0 0

В современном Екатеринбурге еврейская жизнь развивается с начала 90-х годов, когда было основано общество еврейской культуры «Атиква», воскресная еврейская школа и иудейская религиозная община. TER решил рассказать о том, как живут уральские иудеи сегодня, почему они борются с антисемитизмом и как попадают в сводки криминальных новостей за экстремизм.

2

Екатеринбургский общинный центр «Синагога»

Уральская столица по праву может считаться светской и межконфессиональной. Улицы города делят между собой храмы, мечети и «синагога», которую легко определить по огромной звезде Давида на крыше.

Екатеринбургский еврейский общинный центр «Синагога» на Куйбышева, 38А — это не только центр духовной жизни евреев Екатеринбурга, но и единственная синагога в городе.

Строительство здания началось в 2002 году, а уже три года спустя двери открылись для тысячи евреев, ждущих своего «дома».

Первоначальная задумка резко отличалась от оригинала. Чтения Торы должны были проходить на участке рядом с площадью Коммунаров, а само здание должно было иметь форму пирамиды. Но всё изменилось, когда появилась идея создать не просто молельный центр, но и сделать его общественным, усложнив функциональную начинку. Тогда было принято решение о создании нового проекта и строительстве синагоги на другой площадке.

Еврейчик

Духовная жизнь новой синагоги

В общинном центре «Синагога» регулярно проходят уроки по Торе и традиции для еврейской молодежи, которые ведет раввин Зелиг Ашкенази.

Ученики отмечают, что Тора – действительно трудная книга, которую сложно понять без наставления духовного учителя. Еврейский же центр проводит эти уроки в непринужденной обстановке и, как говорят сами слушатели, «с белоснежными скатертями, вкусной едой и удобными стульями».

Тора
Это совокупность иудейского традиционного религиозного закона. Если совсем упрощать, еврейская Библия.

Уроки позволяют узнать не просто о традиции, но и о религии в целом, прививая ученикам желание следовать тем или иным законам, соблюдать шаббат и надевать тфилин. Понимание Торы через учителя полезно и тем, что каждое книжное предписание поясняется личными примерами из жизни раввина.

Каждый урок ставит своей целью найти ответы на жизненные вопросы, понять образ жизни своих предков, гармонично войти в жизнь еврейской общины, а также навсегда поменять свою жизнь и себя к лучшему, следуя заповедям Торы. Особое внимание уделяется пониманию того, что значит быть евреем, а также праздникам как важнейшей составляющей еврейской жизни.

Некоторые ученики берут себе еврейские имена, добавляя в свою жизнь еще один аспект традиции.

3

Еврейская община учит произнесению благословений перед едой, чтению молитв, соблюдению шаббата, чтению Торы и Тегилим, изучению иврита.

У учеников, по их же словам, есть уникальная возможность не только получить глубокие теоретические знания о жизни евреев во все времена и об особенностях еврейской души, но и на практике принять участие в жизни еврейской общины Екатеринбурга: семинарах, праздниках, уроках, поездках.

Одним из самых крупных еврейских праздников является Ханука.

Так минувшую Хануку екатеринбургские евреи отметили большим концертом во Дворце игровых видов спорта «Уралочка», вмещающем до 6 тысяч зрителей.

Глава Екатеринбурга – председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Ройзман — самолично зажег центральную свечу на ханукие – специальном серебряном светильнике. После чего главный раввин Екатеринбурга и Свердловской области Зелиг Ашкенази произнес благословления и зажег остальные свечи (шесть свечей на шестой день праздника).

зц

Еврейская гимназия

Помимо «синагоги» Екатеринбург богат и еврейской гимназией, которая принимает до 110 школьников и 68 дошкольников.

Среди общеобразовательных предметов – изучение иврита и традиций еврейского народа. Особое внимание уделяется и школьному питанию; иудаизм предусматривает строгие правила относительно пищи, например, евреям запрещено смешивать мясное и молочное. То есть, даже резать мясо и сыр на одной доске нельзя.

Впервые в истории Свердловской области при общинном центре гимназия была открыта в 1999 году. Первоначально она располагалась на ул.Волгоградской на базе 199 школы и насчитывала 4 класса начальной школы с общим числом учащихся около 50 человек.

До ноября 2000 года Гимназия размещалась в зданиях 88 и 176 школ Кировского района, но уже к началу 2000 года, она переехала в здание на Рассветной, 13б, где и располагается в настоящее время.

Торжественное открытие гимназии состоялось 05.03.2001 года в присутствии губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и Главного раввина России Берл Лазара, председателя фонда «Ор-Авнер» Леви Леваева. К этому времени гимназия получила государственную аккредитацию и лицензию. С 2000 года в гимназия предлагает ученикам полный курс обучения, который проходят 120-160 детей с 1 по 11 класс.

Уже в 2003 году состоялось открытие детского сада «Ор-Авнер», который насчитывает 4 группы с общим числом воспитанников около 60 человек.

Безымянный-1

Новостные порталы Екатеринбурга и страны писали об ужасах антисанитарии: «В производственных помещениях установлено неисправное технологическое оборудование. В производственных и других помещениях пищеблока гимназии — антисанитария. Пищевые продукты и продовольственное сырье на пищеблок принимаются в отсутствие соответствующих документов, подтверждающих их качество и безопасность. Не соблюдаются сроки годности и условия хранения продуктов. Медицинский работник не следит за организацией питания в общеобразовательном учреждении. В помещениях гимназии потолки и стены имеют деформации, с признаками поражения грибком»

О неподходящих условиях для обучения: «Гимназии явно не хватает оборудования и инвентаря. Иудаизм предусматривает строгие правила питания, но повара гимназии имеют в наличии только две разделочные доски без маркировки. Используется деформированная посуда, с отбитыми краями и трещинами, инвентарь грязный, с черным налетом. Это касается и посуды, в которой готовят, и той, из которой едят дети. Впрочем, некоторую посуду здесь все-таки моют: «одноразовая посуда – обработана и просушивается».

1

Запрещенные книги. Экстремизм. Иудаизм

Не обошли гимназию и обвинения в экстремизме. Так перед судом предстал один из учителей, а школьной библиотеке пришлось изрядно поредеть после изъятия религиозной литературы правоохранительными органами.

Поводом для судебного разбирательства стало обвинение в возбуждении ненависти либо вражды на религиозной и национальной почве, после чего учитель был приговорен к штрафу в размере 200 тысяч. Однако наказания ему удалось избежать за истечением срока давности.

По версии обвинения, на уроках еврейской культуры педагог гимназии позволял себе экстремистские высказывания: призывал плевать в сторону православных храмов, проходя мимо них, утверждая, что так поступает и он сам.

Также с его стороны звучали фразы, что всех немцев нужно предать уничтожению за то, что они сделали с евреями во время Второй мировой войны. На преподавателя родителям пожаловались его ученики, которые, в свою очередь, обратились в прокуратуру. В процессе выяснилось, что поводом для его уголовного преследования стали заявления двух учениц гимназии, семьи которых оказались православными.

В ходе расследования из библиотеки гимназии «Ор Авнер» для проверки на экстремизм изымались учебные материалы, включая «Танах» — священное писание иудеев.

Антисемитизм

22 июня 2013 года на одном из праворадикальных сайтов появился видеоролик со сценой поджога «элитного еврейского ресторана Solomon», сопровождавшегося антисемитскими надписями. Ответственность за съемку ролика взяла на себя ультраправая группа «Sparrows Crew» из Екатеринбурга, известная публикацией видеороликов с расистскими нападениями.

7 октября 2013 в Екатеринбурге были повреждены окна в здании синагоги. Члены общины полагают, что синагога была обстреляна из травматического оружия, на что указал характерный звук выстрелов. Прибывшие по вызову сотрудники полиции подтвердили наличие сколов на окнах.

В 2010 году сотрудниками следственного отдела при УВД Екатеринбурга и Центра противодействия экстремизму ГУ МВД РФ по УрФО были задержаны и осуждены несколько людей, которые на протяжении длительного времени оставляли антисемитские надписи на улице и в подъездах.

DSC_0019_1

Сами екатеринбуржцы противостоят национальным и религиозным конфликтам по разному, одним из самых «экзотичных» примеров является вечеринка в «Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма» в ром-баре Эрнест Хемингуэй. В программу, по заявлению организаторов, входили миролюбивые танцы, толерантный персонал и шикарный ром.

Еврейские организации ведут активную борьбу с различными проявлениями антисемитизма. В начале 2002 г. после ряда обращений еврейских организаций городская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении местной епархии Русской православной церкви за публикацию и распространение антисемитских материалов, в том числе «Протоколов сионских мудрецов».

ывэ

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook