Город

Харе Кришна? — Кришна Харе! Разговор с вайшнавом

Опубликовано 20 ноября 2014 в 12:33
0 0 0 0 0

ekb_kr

Екатеринбург услышал махамантру «Харе Кришна» четверть века назад, а в «лихие 90-е» по проспекту Ленина прошли первые колонны ребят и девушек в светлых одеждах, с бубнами и колокольчиками, пением и раздачей «пироженок» прасада. Граждане боязливо принимали эти пироженки и так же боязливо оставляли их на перилах моста через Исеть, а проголодавшиеся студенты бодро и благодарно собирали прасад. С тех пор газеты, ТВ и интернет не раз кормили город подозрительными сообщениями по поводу вайшнавской общины и их злонравных планов. Теперь у нас есть возможность узнать о шествиях, прасаде и жизненных целях кришнаитов из первых рук: в вегетарианском кафе «Рада» мы встретились с Кириллом Новоселовым, представителем международного общества «Сознание Кришны». Кирилл занимается духовной практикой с 1992 года, ведет соответствующий образ жизни.

— Кирилл, обычно люди мало что знают о кришнаитах, о вайшнавах: жители города слышат пение и звон бубенцов летом на главном проспекте, еще в последние годы в парке Маяковского в июле проходит яркий праздник Ратха Ятра. Расскажите немного больше о жизни общины?

— Шествие по улице – это верхушка айсберга… Община состоит из людей разных социальных слоев, основное, что их объединяет, — это следование правилам и предписаниям нашей традиции, поклонение Кришне, признание Кришны Верховной Личностью Бога. У всех них одинаковое представление о конечной цели жизни и о том, как ее достичь, одинаковое представление об основных онтологических истинах: что такое дух, материя, Абсолютная истина, время и законы причинно-следственной связи. В общине есть люди, которые живут в храме, это не совсем монахи, скорее, ученики. У них больше свободного времени, как раз они и ходят петь на улицы, в основном. Люди семейные из общины – работают и выполняют свои обязанности. Устраиваются праздники – около 10 крупных праздников в году. Случаются публичные лекции, ведь хождение по улицам – не единственная форма проповеди. А развиваются и встречаются люди, в основном, на так называемых группах малого общения, которых в Екатеринбурге около 30 в разных частях города. Раз в неделю такие группы собираются, обсуждают философию, делятся реализациями, поддерживают друг друга.

— Это открытые группы общения, прийти туда может любой человек «с улицы»?

— Часть открытые, часть закрытые. В основном, открытые, конечно, но тоже не для всех. Для сумасшедших, например, они закрыты. Для неадекватных, нетрезвых и многих других категорий тоже.

— Вы говорили о конечной цели жизни для преданных, можно узнать, что это за цель?

— Конечная цель – это счастье. В жизни бывает три формы счастья у всех людей во все времена. Первая форма – это материальное счастье. Сегодня, когда в райские планеты уже никто не верит, материальное счастье – это хорошее здоровье, хорошее социальное окружение, финансовое положение, стабильность, успехи в спорте, искусстве и так далее. Второй вид счастья, к которому люди стремятся, — это освобождение для просветления. Такое счастье более труднодостижимо, поэтому стремящихся к нему уже меньше. И третья цель – это личностные отношения с Богом и с Абсолютной Истиной в личностном аспекте. Вообще, этот мир, где мы живем, — он не предназначен особо для счастья, потому что он из материи состоит, и мы пытаемся с нею контактировать. А мы созданы не для этого, а для обмена эмоциями. В обмене эмоциями счастье может быть дольше и ярче. Мы же не можем обмениваться эмоциями со стаканом…

— …или с пироженкой?

— Или с пироженкой. Мы можем возбудить вкусовые бугорки – и все, после долгого общения с пироженкой она нам просто надоест. А друг, если он квалифицирован, может нам всю жизнь не надоесть. Так вот, люди, которые стремятся к материальному счастью, — они стараются максимально хорошо устроиться в месте, не предназначенном для счастья. Люди, которые стремятся к освобождению, — они стремятся выйти за пределы этого места, не предназначенного для счастья, и таким образом решить проблемы со страданием, перестать страдать. А люди, которые пытаются войти в личные отношения с Абсолютной Истиной, — они пытаются войти в позитивную реальность. Первые хотят хорошо устроиться в негативе, вторые – выйти из негатива, третьи – войти в позитив, в этом разница. И Абсолют, по определению, может позволить себе сделать бесконечно счастливыми бесконечное количество живых существ бесконечное количество времени. Если за наше счастье возьмет ответственность Абсолют, то его квалификация сделать нас счастливыми – бесконечна. И наше счастье – в том, чтобы войти в обмен эмоциями, на который мы запрограммированы, с абсолютным объектом любви. Для этого есть практика, она называется Бхакти-йога, «бхакти» — это любовь или преданное служение.

AoXSwgN8D7E

— То есть, мы служим Абсолюту и делаем что-то для него?

— Мы начинаем что-то делать для Бога, он начинает отвечать, мы это начинаем чувствовать и еще с большей эмоцией делаем что-то для него, он нам с большей эмоцией отвечает, и так мы постепенно войдем в эти отношения обязательно – в этой жизни или в следующей. И через какое-то время мы начинаем понимать, что эта Личность полностью контролирует все сферы бытия, и что она при этом – лучший друг, заинтересованный в нашем прогрессе. А прогресс определяется уровнем счастья.

— Это именно то счастье, которое мы сами ощущаем?

— Да, и чем человек более счастлив, тем более он успешен. И счастье невозможно без знаний. Если грудного ребенка оставить одного – он совсем не будет счастлив, он умрет. Пятилетний уже немножко знающий, он уже справится: найдет холодильник, что-то съест. И мы развиваем знание только для этого – чтобы стать счастливее. Само знание ради знания может и не принести счастья, академическое образование не гарантирует счастья, потому что люди могут страдать из-за того, что у них плохие отношения, не та квартира, не то государство, страхи различных видов атакуют и так далее.

— Но стремление к знанию – один из мощных мировых трендов с древнейших времен: знание для наслаждения, знание для освобождения, для развития, усиления обмена. Получается, что для кришнаита знание — это, прежде всего, способ двигаться по третьему пути и строить личные отношения с Богом?

— Нет, все правильно. Знание – это общеобъединяющая сила. Чтобы достичь любой цели, на любом уровне, нужно знание. Вы даже масла из молока не сможете получить, не обладая знанием, если только экспериментально или случайно это не получится. И знание – это энергия, наверняка у нее есть единица измерения. И эта энергия не может быть без носителя – книги, например, или человека. И чтобы получить знание, тоже есть механизм: мы должны заинтересовать человека, дающего знание. Сейчас учителей стимулируют зарплатой, но в древние времена ученики приходили и что-то делали для учителя, тогда он давал знания. Без знаний никуда не двинуться, тем более в серьезных сферах жизни, которые обещают бесконечное счастье.

— Что становится источником знания для членов вашей общины, на какие авторитеты они опираются? Есть простые вопросы: пойти работать на автомойку или в кафе «Рада», на ком жениться и надо ли вообще. Есть вопросы сложнее.

— Наверное, это те же авторитеты, что и для всех людей. Это три источника: садху, шастры и гуру. Садху – это какие-то мудрецы, в любой же сфере есть мудрецы, или эксперты (в кулинарии, например). Второе – шастры – это книги, священные писания (и по кулинарии тоже есть пособия). И третье – гуру – это такая категория с элементами мистицизма, может быть: помимо личности того человека, который является гуру для нас, также есть Сверхдуша, и она действует через нашего гуру. Гуру как человек даже может быть несовершенен, может ошибаться, но Сверхдуша действует через него, даже если он ошибается. Вот этим трем источникам мы и следуем.

— А как найти своего гуру?

— Чтоб найти своего гуру, надо знать, чего вы хотите в жизни, из какой сферы он должен быть. И затем долго наблюдая за ним, изучая его на предмет его успешности в той сфере, которая вас привлекает, вы сможете его выбрать осознанно.

— Как происходит прогресс и движение к конечной цели жизни? Как обычный студент журфака или менеджер по продажам из типографии становятся преданными?

— Мы говорим, что человек проходит путь из девяти ступеней. Сначала у него появляется легкая вера – где-то он что-то услышал, прочитал, может быть, чудо увидел и подумал: «А может быть, Бог есть». И если он хочет двигаться дальше, то вторым шагом он пойдет в общество единомышленников. Третье: они научат его необходимым практикам, чтобы он начал серьезно заниматься: как если человек хочет научиться играть в футбол, он пойдет в секцию футбола. Четвертый этап: в ходе практик человек начинает очищаться (как у футболиста начинает получаться играть). Потом у него возникает твердая вера, он начинает видеть действие законов и ощущать Бога в своей жизни. Потом у него возникает сильный вкус к этому. Потом сильная привязанность к этому. Потом сильные эмоции в духовной жизни. И на девятом этапе – непосредственный контакт с Личностью Бога. Движение по этим ступеням происходит в любой религиозной традиции, если в этой традиции та же цель – личные отношения с Богом.

— Похоже, за тысячелетия этот метод разработан и отточен предельно.

— Да, но это ученые считают, что он разработан, а мы считаем, что он был дан как инструкция сверху, и люди пользуются этой инструкцией.

qSAlUt5fjLI

— А легко ли в современном городе следовать этим практикам, носить правильную одежду, есть правильную еду, участвовать в ритуалах и находить единомышленников?

— Ну, единомышленников-то мы все знаем, где искать: в интернете берется адрес, остается поехать туда. А следовать трудно, конечно. Но в лесу тоже трудно, там свои проблемы: с комарами, с холодом или с жарой и медведями. Трудно везде. Сейчас трудностей, может быть, больше, чем триста лет назад: не было интернета, не было вещей, возбуждающих ум, народ был не такой жесткий, в обществе было меньше жадности, зависти, злости. Но сейчас и «скидки» действуют, Бог же понимает наше положение. Когда мы были молодыми и жили в храме, то 5-6 лет прожили спокойно, без сильных возбуждений ума, и все было хорошо. Но если человек по природе семейный, то ему надо жениться, если он рано уходит в отречение – он получит на это реакции. И в последний год мы становились все более раздраженными, а потом потихоньку все женились. Семейному человеку труднее практиковать, но зато он потихоньку успокаивается к старости. И к этому времени надо развить привязанность к чему-то позитивному, и в этом позитивном можно будет быстро прогрессировать на финишной прямой.

— К вам приходят молодые ребята?

— В основном молодые и приходят, мы же тоже были молодыми, когда пришли в общину 20-25 лет назад.

RkZbaQoGnl4

— Это и заметно: в шествии, на праздниках больше молодых кришнаитов. Видно, что складывается своя культура: есть свои музыканты, исполнители, группы, вайшнавский хип-хоп…

— Да, много молодых и ярких. Приходят красивые и успешные люди, уже состоявшиеся в социуме. Внутри общины тоже разделяются по интересам: кто любит музыку – занимаются музыкой, кто любит спорт – вместе играют. В общем, если захотеть, то все сферы жизни можно закрыть людьми из этой культуры.

— А не возникает жесткого разрыва с остальным окружением? Есть представление, что человек, ставший кришнаитом, бреет голову, надевает белый дхоти и ни с кем не общается.

— С кем-то не общается, это точно. Например, с какими-нибудь бандитами или сумасшедшими. Все ограничения – в рамках здравого смысла, у вас ведь тоже есть ограничения. Просто меняется стандарт жизни, человек поднимается на какую-то другую платформу. Есть такое сравнение: если ворсинка лежит на коже, вы ее не почувствуете, а если она попадет на глаз – то ощутите сразу. То же происходит с людьми, которые начали заниматься духовными практиками: если раньше они могли спокойно слышать мат или брань, то сейчас это режет слух гораздо сильнее. Поэтому просто чтобы избежать лишних беспокойств ума, они ограничивают свою сферу общения, но это здравый смысл, все это делают.

— Как так получается, что община и общение с людьми дают больше, чем самостоятельное изучение книг и практика в закрытой комнате?

— И птице в стае гораздо легче лететь, чем в одиночку. Есть кто-то более сильный – он поддержит, потом вы станете более сильными – вы поддержите. В одиночку не закрыть все сферы жизни, а вместе это возможно. Скажем, до сих пор самые богатые люди – это люди из диаспор, не одиночки. В основном, из индусских, из еврейских, из арабских. Вы не сможете построить успешный бизнес, не войдя в какую-то структуру – нефтяную, силовую. Во всех сферах жизни люди берут свое количеством, потому что так легче идти к успеху, это закон природы.

— Расскажите, что означает главная мантра «Харе Кришна»?

— Это имена Бога. Мы строим с ним отношения, произнося эту мантру. Это имена, которые прославляют какие-то его качества: Кришна – всепривлекающий, Рама – всерадующий, а Харе – это энергия любви. И мы поем, прославляя его, ему это нравится, он говорит: «Я тоже на вас внимание обращу». Так мы потихоньку строим с ним отношения. В других религиях происходит то же самое: читаются молитвы с восхвалением Бога, и люди тоже пытаются войти с ним в контакт.

— Спасибо вам за разговор! Что бы вы пожелали читателям The Ekb-Room?

— Достичь конечной цели в жизни. Той же, к которой мы стремимся. Чтобы у них все было хорошо, чтобы были спокойные умы и много хорошего общения. Самая важная составляющая – найти хорошее общение, потому что если вы найдете хорошее общение, то хорошее общение вашу биографию сделает хорошей.

Mp6RGHHUx40

0 0 0 0 0





Вконтакте
facebook