Екб, как и любой большой город, имеет реальные три измерения, и вертикальная ось «Х» города уходит не только высоко вверх, но и тянется глубоко вниз, под грунт, где прячутся погреба, подвалы, бункеры и особые хранилища. Поговорим о местных подземельях!
Никто не делает тайны из таких подземных сооружений, как метро, гаражи и овощные ямы, но имеются в Екб и подземелья, которые когда-то были секретными.
Еще при рождении городу-крепости подарили подземные выходы. В те времена это была такая же обязаловка, как огнетушитель на стене, но знание о ходах было доступно единицам. Укреплялись они деревом и через 30-40 лет мирно разрушились, а полости засыпали при следующих ремонтах. Специалисты считают, что тайник выходил за крепостные стены города где-то в районе современных улиц Ленина и Антона Валека, с одной стороны реки, и между Ленина и началом Первомайской, с другой стороны.
Спрос на подземные тайники и выходы бешено взлетел, когда в конце 18 века в городе началась золотопромышленная эпоха. Среди захолустной застройки стали подниматься дворцы и целые кварталы с собственными церквями, принадлежавшие золотодобытчикам. Ну, а раз золото – значит, нужен хороший сейф и быстрый отход на случай погрома. На Вознесенской горке, напротив Храма-на-Крови, стоит дворец Расторгуева-Харитонова, с парком, прудом и белой беседкой на острове. Мало того, что Расторгуев был богатый купец, торговал винищем и купил Кыштымский завод, — он был еще и старообрядцем, а эта братия известна своим пристрастием к подземным скитам, которые они терпеливо бурили даже в самой твердой породе. Дворец себе он строил 20 с лишним лет – как раз хватило времени обеспечить крепкие подземные лабиринты с тайными молельнями, ведущие из дома в сад, подходящие к пруду в парке, вероятно, с водонепроницаемыми шлюзами и системой откачки воды (такие сооружения умели строить в начале 19 века). А вот наследник Расторгуева, его зять Харитонов, хозяин с крутым нравом, использовал казематы интенсивнее: буднично творил расправы над непокорными и прятал концы в воду. Когда он отошел от дел, его дети в доме не жили – слишком часто мерещились стоны из подземелий. Археологи и архитекторы за последние сто лет предприняли несколько приступов увлеченных исследований грунта вокруг дома Харитонова-Расторгуева, но всей эпической красоты лабиринтов вскрыть не удалось.
Что еще точно есть на Вознесенской горке – так это подземный бункер, построенный в середине прошлого века, в разгар истерии по поводу атомной войны: набор помещений площадью 200 м2, с переходами и тремя выходами на поверхность.
Следующий настоящий подземный лабиринт проходил под улицей Куйбышева (раньше – Сибирским проспектом). Здесь построили свои дома и домовую церковь — Троицкий собор, сейчас действующий, — купцы и старообрядцы Рязановы. Остатки заваленных ходов находили строители и геофизики. План таков: из дома №40 по Куйбышева выходил один подземный ход и шел в подвал дома №63 через дорогу, а другой подземный ход из дома №40 вел в церковь, по пути на всякий случай пересекая колодец во дворе (который теперь засыпан).