Развлечения

«Искусственное» тепло, или почему стоит заглянуть в «Свитер»

Опубликовано 11 марта 2014 в 23:53
0 0 0 0 0

Можно каждый день ходить мимо дома по адресу Пушкина, 12 и так и не узнать, что здесь обитает галерея современного искусства. Ни таблички, ни баннеров, только обычный вязаный свитер, растянутый над входом. Но, если зайдёшь, остаться равнодушным так просто не получится.

3-1

Внутренности старого особняка, в котором когда-то работал сам Бажов, сейчас приспособлены под нужды уличного искусства. Минимум отделки, максимум содержания. Входная группа с виду — обычный подъезд, знакомый каждому горожанину, штукатурка с краской напополам. На стенах стихи неизвестных поэтов, портреты известных людей. Нарисовано «чем попало»: маркером, сигаретами «Прима», выдолблено в слое водоэмульсионки. С высоты потолка взирает выжженный на извёстке Евгений Ройзман – всё в лучших подъездных традициях. Дальше – лабиринт из комнат и подвальчиков, своды арок и двери чуланов, текстура необработанных кирпичных стен, яркие пятна краски. И всё это удивительным образом складывается в цельную композицию.

2 (1)

Задумка организаторов, Степана Тропина (больше известного как Стёпа Айфо) и Алины Рахматулиной, в том, чтобы дать стрит-арту новую жизнь в помещении, где бы художники не зависели ни от погоды, ни от изменчивого городского пейзажа. Как говорят сами владельцы, давать уличному искусству дом – это неправильно. Галерея – всего лишь «Свитер», то, что на время поможет сохранить тепло.

Открытие первой выставки «Соседи» состоялось больше месяца назад, 24 января. В ней участвовало 25 художников, это как имена, звучащие далеко за пределами Екатеринбурга, так и новые, ещё не известные широкой публике. Вживую на Пушкина, 12 можно увидеть «Текст» Тимофея Ради – конституцию, выбитую на омоновских щитах. Здесь же выставляется «Уличная грязь» Славы ПТРК и Владимира Абиха – проект о жизни бездомных, буквально нарисованный пылью с ног прохожих и колёс городских машин.

1-2

Новая галерея настолько заинтересовала жителей города, что во время открытия в здание было трудно зайти. Люди вставали в очередь, а в гардеробе не хватало места для одежды. На городских интернет-порталах было тесно от одобрительных отзывов, о «Свитере» рассказывали друзьям и знакомым. Сейчас днём здесь тихо и спокойно, посетителей не так много. По вечерам свою аудиторию собирают мастер-классы, лекции, вечеринки. В пятницу здесь пьют пиво и играют в пинг-понг, по выходным художники делятся с гостями своими секретами.

Первая выставка галереи посвящена теме соседства, в самом широком смысле этого слова. Художники рассказали и о людях, которые живут рядом с нами, и о человеке как части общества, и даже об инопланетных цивилизациях, возможно, наших неизвестных соседях. Но работы объединяет не только тема. Выставка цепляет общей атмосферой, сочетанием уличной свободы и домашнего уюта. Здесь гостям предлагают чай и помогают разобраться в непонятном и неизвестном большинству мире стрит-арта. И каждый может не только отдохнуть, но и поучаствовать в этом празднике творчества. Есть даже комната с песочницей, краской и стенами, на которых можно рисовать. Ещё месяц назад они были пустыми, а сейчас здесь чьи-то имена, трафареты, послания, слова нецензурные и слова, для кого-то сокровенные.

51

Самый популярный экспонат на выставке – крокодил. Не тот, который часто упоминается в новостных сводках вместе с именем нашего мэра, а зелёный, исетский, с хвостом. Помните, этим летом все СМИ Екатеринбурга дружно ловили в Исети крокодила, невесть как попавшего в холодную уральскую реку. Тогда южный гость погиб, но Кирилл Бородин увековечил его в своей работе. В тёмном подвале, заваленном старыми куртками, под табличкой «Осторожно, не будить» он спит, покрытый паутиной. И в дневные часы, когда посетителей немного, его храп можно услышать даже у входа.

Не обошлось в Свитере и без курьёзов. Кто-то из посетителей не стал дожидаться официального закрытия выставки, где будут выставлены на продажу некоторые экспонаты.

— Из стенда, посвящённого тактильным ощущениям, украли огромную резиновую вагину. Как они её вытащили из маленького отверстия, закрытого тканью – я не представляю. Тут сделано так, чтобы только руку можно было внутрь протянуть. Тем более, вагина – вещь заметная, её ещё надо было из зала как-то вынести, — удивляется Ольга, работник галереи. — К слову, и книги с полки книгообмена, в основном, только тырят. Свои никто не приносит, не приживается эта традиция у нас.

4

А на днях одно из помещений галереи затопили арендаторы со второго этажа. Работники смеются: «На выставке «Соседи» и настоящие соседи каноничные, всё, как должно быть»

Фото: Владислав Парфёнов

0 0 0 0 0