Разное

Как продается искусство: выставка Даниила Архипенко в Екатеринбурге

Опубликовано 05 мая 2015 в 10:29
0 0 0 0 0

Каждый понедельник мы выбираем лучшего блогера прошедшей недели в рамках конкурса «Есть только ты и твое мнение».

Автор получает денежную награду, а его текст публикуется на главной странице TER как самостоятельный редакционный материал. 

Современный рынок и искусство – совместимые ли понятия? Каков этот арт-рынок? Если на первый вопрос я могу ответить утвердительно, зная, что существуют крупные международные аукционные дома с хорошими продажами произведений искусства, то с ответом на второй вопрос возникают некоторые сложности. Рынок этот специфичен.

Покупатель сегодня – это человек, желающий подчеркнуть свой статус, своё положение в обществе дорогой покупкой. И за качественный товар он готов заплатить высокую цену, даже если речь идёт о специфическом виде товара – картине. Сегодняшний художественный рынок развивается в условиях падающего спроса на живопись старых мастеров (к таким относят, к примеру, столпов Возрождения) и растущего – на живопись современных, перспективных художников. В этой связи хотелось бы отметить книгу куратора и публициста Досси Пирошка «Продано! Искусство и деньги», где достаточно подробно проанализирован арт-рынок 2000-х, особенности его ценообразования.

3bb (1)

Рынок искусства в нашем городе представляют несколько коммерческих галерей, одна из крупнейших — Ural Vision Gallery, где не так давно состоялось открытие персональной выставки Даниила Архипенко. Мероприятие прошло в «закрытом» формате, официально двери выставки распахнулись для посетителей на следующий день — 24 апреля. Отсутствие экспликации наталкивает на мысль, что цель данной выставки – не столько заинтересовать зрителя творчеством конкретного художника, сколько максимально привлечь покупателя, готового приобрести его работы. Прежде чем обращаться к работам, выставленным на «Стихиях», обращу ваше внимание на ранние работы Даниила, в которых явно ощущается поиск художником себя, жанровых предпочтений, эксперименты с цветом и формой. Начиная свой путь живописью в стиле малых голландцев, художник приходит к абстрактным мотивам, импрессионизму в колорите и развивает творчество в сторону беспредметности.

Архипенко стеклотара 2011

Коммерчески привлекательные, профессионально написанные работы — они обязательно найдут своего ценителя.

Их отличает особая эффектность, достигнутая с помощью внушительных размеров полотен (145×195 см) и резких свето-теневых контрастов, местами – горячего колорита. Живопись Архипенко завораживает. Перед изумленным зрителем действительно начинают разворачиваться стихии, дикие и манящие, пугающие и ирреальные. Получив опыт общения с живописью старых признанных мастеров, художник пишет на своих полотнах в академической манере, композиционно дополняя картины неожиданными абстрактными элементами, например, в виде простых белых прямоугольников, что я бы назвала «фишкой» художника.

В ряде работ Архипенко явно прослеживаться влияние пейзажей-марин живописцев академистов XIX-XX веков — Айвазовского, Боголюбова и прочих. Нельзя сказать, что Архипенко слепо копирует живопись мастеров, но приемы письма, заложенные еще Академией, он использует в самостоятельном живописании. Композиционно укрупняя волну, художник прибавляет зрелищности готовой работе. Вода – вовсе не безобидная стихия в представлении Даниила, а необузданная буря, неподвластная человеку.

Сравним с Айвазовским и Боголюбовым:

То же неспокойствие, волнение прослеживается в изображении других стихий — огня и воздуха. Клубящиеся потоки воздушных масс приковывают взгляд зрителя, только вошедшего в залы галереи. И это тоже стихия, живущая своей жизнью, без вмешательства homo sapiens.

Другое дело – земля, «мать сыра земля», кормилица в представлении наших предков. Словно длинные извивающиеся корни флоры, уходящие вглубь земли, наши родовые связи с предками уходят в далекое прошлое. Мы связаны с землей прочно с тех самых времен, как человек начал вести оседлую жизнь. При написании стихии земли художник использует интересную технику – процарапывание контуров по темному фону таким образом, что корешки зеленой растительности контрастно выделяются на фоне чернеющей почвы.

20150426_194313

В меньшем формате (70×90 см.) и также в технике холст/масло художник множит некоторые мотивы, в частности огня и земли. Однако, выполненные для частных небольших помещений, в малом формате, они проигрывают по эффектности, что, уверена, скажется на цене произведения.

0 0 0 0 0