Разное

Ты знаешь, кто ты – Бальзак или Дон Кихот?

Опубликовано 17 марта 2014 в 20:58
0 0 0 0 0

миниатюра

Если ваш товарищ заявляет, что он Наполеон, не стоит сразу набирать «03». Возможно, он просто не в меру увлёкся соционикой, модным в последнее время направлением на стыке психологии и художественного вымысла. Что это такое, имеет ли оно отношение к науке, и откуда среди нас бальзаки, есенины и дон кихоты? На вопросы ответила Анастасия Купцова, студентка психфака УрФУ. Она занимается соционикой четыре года и говорит, что её уже почти можно назвать профессионалом.  

— Думаю, мало кто не слышал совсем ничего о соционике, но всё-таки, объясни вкратце суть.

— Всё просто: соционика изучает то, каким образом мы воспринимаем, перерабатываем и выдаём информацию, и как на основе этого взаимодействовать с окружающими. Все люди по этому принципу делятся на 16 типов. Давай для наглядности попробуем определить твой тип.

Настя задаёт мне вопросы по какой-то непонятной системе. С каждым новым ответом ехидно говорит «ага», всматривается в меня и что-то мысленно отмечает.

— Если ты, предположим, смотришь на людей, которые друг с другом давно знакомы, ты сразу понимаешь, как они друг к другу относятся? А как у тебя с логикой? Умение мыслить абстрактными моделями, аргументирование в дискуссиях … по математике в школе что было?

После получасовой «диагностики» выясняется, что я интуитивно-логический экстраверт, или Дон Кихот. Мне зачитывают описание с чертами этого типа. И оно действительно по многим пунктам совпадает с тем, что я о себе знаю.

1

Можно изобразить социотипы и так.

— И правда, похоже!

— Вот, теперь ты понимаешь мой восторг и то, почему я этим занимаюсь?

— И что мне дальше со своим «Дон Кихотом» делать?

— Твой собственный тип – это только отправная точка в понимании взаимоотношений между людьми. Если изучишь основы, то поймёшь, как тебе общаться с окружающими, чтобы это было максимально эффективно. Можно корректировать своё поведение. Можно принципы соционики использовать как прикладной инструмент: в кадровом менеджменте, например. Зная сильные стороны человека, напрячь его той работой, которая у него действительно получится. Или дать напарника, который смотрит на проблему с другой стороны, чтобы они дополняли друг друга. Ещё у каждого типа есть болевая точка. Зная болевые функции других людей, можно не давить на них. Или, наоборот, давить, если от человека нужно избавиться.

— Откуда вообще взялась соционика как направление?

— На самом деле, это базируется на классической теории Юнга, только у него социотипов в половину меньше — восемь, а здесь 16. В конце прошлого века Аушра Аугустинавичюте, литовский учёный, взяла общую идею и развила её. У Юнга всё упирается в личность, а здесь фишка в том, что упор идёт на межличностные отношения.

— Сейчас соционика настолько популярна, что, насколько я знаю, в одном из антикафе Екатеринбурга даже собирается клуб любителей этого течения. Не говоря уже про интернет, там этого ещё больше. Почему? Откуда такая народная любовь?

— Это популярно, потому что это очень легко и доступно.

У Юнга всё упирается в личность, а здесь фишка в том, что упор идёт на межличностные отношения.

— В плане понимания?

— Да. В принципе, в психологию вообще, чтобы она заработала, нужно вникать. А в соционику особо не нужно. Это настолько простая техника, что овладеть ей на пользовательском уровне, не понимая глубинных механизмов, очень легко. Правда, это чревато стереотипами.

— В каком смысле?

— Каждый соционический тип имеет свой стереотип, где качества очень гипертрофированы и упрощены. Дон Кихот – человек, который постоянно хочет есть. Его дуал – Дюма – постоянно готовит. Поэтому им вместе комфортно. Гексли – это вечно орущее радостное существо, которое ничего не может воспринимать серьёзно. Бальзак – это угрюмый чувак с длинными чёрными немытыми патлами. Наполеон – с манией величия. Жуков – по струнке всех строит. Габен – ленивый царь дивана. Типичный Есенин…

— Типичный Есенин! Паблики на эти темы в социальных сетях, они же растут, как грибы после дождя.

— Да, именно. На самом деле, в этих пабликах юмор делают те, кто в этом шарит, но получается так, что непросвещённые принимают это за чистую монету.

— А что нужно делать, чтобы эти стереотипы не вбивались тебе в голову?

— Критически относиться, в первую очередь.

2

— К содержанию пабликов или к соционике в принципе?

— Ко всему. Соционика – это как хорошо составленный гороскоп. Он каким-то образом работает, но непонятно, каким. Она не объясняет всего, но в традиционных ситуациях она, безусловно, будет действовать. А вот от стереотипов нужно бежать. Если ты встречаешь чувака, и он говорит тебе, что он Достоевский, и его типировал профессионал, ты думаешь, что он добрый, мягкий и сделает для тебя вообще всё, но ты можешь глубоко ошибаться. Они тоже бывают противные, просто они тебе очень тактично это покажут.

— Ты сказала «типирует профессионал». Что это значит?

— В основном, люди как типируют: они начитаются описаний или тестиков. Но есть такая вещь, которая мешает в принципе всем психологическим тестам. Социальная желаемость. Человек всегда, если он недостаточно критически себя оценивает (а это делает бОльшая часть людей), всегда будет стремиться быть максимально социально желаемым. Он может это даже не осознавать. Но человек, как правило, будет говорить о своих достоинствах, а не о недостатках. Например, Гексли – это один из самых желаемых типов, особенно в российском обществе. Это такие приятные весёлые люди, которым всё удаётся, потому что они хорошо видят возможности. У нас добрая половина 16-летних девочек, которые только начали увлекаться соционикой, получаются «гекслями», хотя могут спокойно оказаться «бальзаками» на деле, просто не хотят видеть себя стереотипным унылым говном.  А зря. На самом деле у всех типов есть и положительное, и отрицательное.

— Всё-таки, откуда профессионалы в соционике, если она фактически не признана научным сообществом?

— Не все психологи признают это наукой, и она не имеет официального статуса. Есть, конечно, всякие тренинги и семинары. Я не знаю, существует ли какое-то официальное заверение, сертификаты, бумажки… но, в принципе, человек после определенного уровня владения инструментом может называть себя профессионалом. Я сейчас тебе условно провела профессиональное типирование. Возможно, мой уровень не слишком высок, но в принципе это выглядит так.

— И есть серьёзная литература по этой теме?

— Да, абсолютно научная, с кандидатами наук и всеми прочими атрибутами.

— Тогда такой вопрос: как отделять зерна от плевел? От «псих-попа», от стереотипов, от пабличков?

— Паблички глаголят истину, но в сильно упрощённой форме. Ты легко можешь отделить науку от фигни, если почитаешь теоретическую модель и поймёшь, как это всё строится. Например, почему не бывает смешанных типов — это самое частое заблуждение.

— И почему?

— Человек говорит: «Я наполовину Наполеон, наполовину Гексли». А так быть не может. Это зависит именно от стиля мышления. Это обусловлено физиологией, связано с определённым типом психики. Тип мышления формируется годам к 18-ти и остаётся таким. Соционический тип – это не тип личности, не тип характера. Это тип восприятия и пропускания через себя информации. Поэтому два типа смешаться не могут в принципе.

— Как темперамент, предположим? Темперамент считают врождённым качеством.

— Ну, даже по поводу темперамента психологи до сих пор спорят, что уж говорить о соционике. До сих пор непонятно даже, что изучает психология. Понятно, человека. Но психика, душа, сознание, поведение… одно это и то же? Что такое душа, и существует ли она вообще? На эти вопросы нет ответа, их поставил ещё Аристотель в Древней Греции, и на них до сих пор никто не ответил. Плюрализм мнений всегда будет существовать.

3

Ты легко можешь отделить науку от фигни, если почитаешь теоретическую модель и поймёшь, как это всё строится.

— Вернёмся всё-таки к теме. Вот пришла я в магазин, и передо мной полка с книгами по соционике. Что мне, непрофессионалу, взять?

— Это относится к любой психологической книжке вообще: если на обложке стоит какая-либо цифра, вроде «90 способов стать популярным», «станьте лучше за 5 дней» — это ерунда. Не ведись. Если обещают что-то универсальное, гениальное, простое – этого не бывает. Научная книжка всегда толстая, скучная, и неподготовленному человеку не продраться.  Есть хорошие научно-популярные книги, иногда их пишут авторы тех самых скучных научных трудов.

Если на обложке стоит какая-либо цифра, вроде «90 способов стать популярным», «станьте лучше за 5 дней» — это ерунда. Не ведись.

Ещё нужно обращать внимание на язык. Язык должен быть весёлый, но не такой, каким пишутся глянцевые журналы. Если психологи шутят – они это делают тонко и остроумно. Это когда физики шутят, население эвакуируется. Не всегда хорошие книжки – это толстые книжки, но толстая книга с наибольшей вероятностью будут хорошей.

— Как ты сама к этому пришла?

— Я года четыре в этом копаюсь. Сначала, как и все, прошлась по весёлостям, но в то время это ещё не было так популярно. Все эти паблички появились только года полтора назад, и это помогло мне избежать огромного количества стереотипов в моей жизни. Это потом уже я начала читать толстые страшные книжки с шестнадцатимерными гиперкубами…  на самом деле, каждый при желании может стать специалистом, не имея особого образования. Главное — научиться отличать вот это популяризаторское и стереотипное, что есть в соционике.

0 0 0 0 0