Разное

Жизнь некассовому

Опубликовано 21 марта 2014 в 09:38
0 0 0 0 0

Дом Кино. Здесь вчера прошел показ фильмов в рамках фестиваля «Молодое кино Урала». На экране лента Владимира Головнёва «Прибежище». Гора Качканар, одна из самых высоких вершин Уральского хребта. Вдали от Тибета, в совершенно неожиданном месте, посреди елового леса стоит маленький буддистский храм. Каждый в этом храме живёт в тишине и покое, добывая пищу своим трудом.

Обыкновенные русские люди приходят искать чистоты и просветления в эти непрочные, на первый взгляд, стены. Каждый со своими проблемами. Одну девушку изнасиловали. Другая пришла сюда после работы в казино, где грязи было по уши. Бритые налысо — этого требует обряд, — они выглядят немного нелепо и не по-земному. «Иногда мне снится, что у меня снова длинные волосы. Я думаю, как так, вчера же только брились. А потом просыпаюсь» — говорит героиня.

2

Всё здесь тихо и спокойно, пока монастырь существует в своём собственном мирке. Но скромные монахи, сами того не зная, перешли дорогу горнодобывающему предприятию, чьи экскаваторы уже роют землю у подножия горы. Инспекция уже стучится в двери храма, который по документам не существует и не может существовать.

Сталкиваются две реальности: мир бизнеса и мир служителей бога. Бюрократия, законы и финансовые контракты против мантр, добровольного затворничества и дороги к просветлению. Представители этих миров говорят на разных языках, они и при желании не поняли бы друг друга. Режиссёр подчёркивает этот контраст: оглушительные взрывы в карьере и тихая молитва буддистов. Сияющий Абрамович на фотографиях в новостных лентах и неказистые, но живые лица монахинь.

Никто с экрана этого не произносит (режиссёр в принципе немногословен, в фильме его присутствие почти сведено к нулю), но зритель понимает: битва за монастырь уже проиграна. Законы этого мира против них, сегодня на Земле всё решают деньги и власть. Как бы ни были монахи сильны духом, это им не поможет в борьбе с сильными мира сего.

1

Ещё одна лента — «Месторождение» Ивана Головнёва. С первых кадров понимаешь, что одинаковые фамилии режиссёров – не совпадение (Иван и Владимир Головнёвы – братья). Та же тема: борьба маленьких людей с огромной индустриальной машиной. Тот же стиль: минимум автора в кадре, минимум текста – несколько раз в фильмах появляются титры с краткими фактами.

У Ивана Головнёва сюжет похожий: в Ханты-Мансийском автономном округе идёт такая же борьба за землю, как под Качканаром. На пути к месторождению нефти встало пастбище пожилых фермеров. Он ненец, она ханты. Всё, чего они хотят, — спокойно пасти оленей в суровой тундре.

«Увидишь оленя – приласкай, приголубь», — щурится герой в камеру и читает нескладные, но трогательные собственные стихи. Он пробовал зажить новой жизнью, устраивался на огромную нефтеперерабатывающую махину рабочим, но не смог побороть себя.

Они с женой вышли из этой битвы победителями, пусть и с большими потерями. Вернулись к своим оленям, к суровой жизни в голой тундре, где, чтобы помыться, нужно построить душ, а чтобы поесть – вырастить еду. Хотя бы поэтому два смешных маленьких человечка в национальных одеждах вызывают больше симпатии и уважения, чем блестящая новизной, но бездушная индустриальная цивилизация.

Если в финале «Прибежища» появлялось чувство обречённости и бессилия, то в «Месторождении» автор даёт нам надежду: в кадре новорождённый оленёнок делает свои первые робкие шаги. И название фильма сразу обретает другой смысл – место рождения, место, где появилась на свет новая жизнь.

Дом Кино регулярно показывает в своих залах такой «неформат». Несколько раз за прошлый месяц здесь смотрели фильмы фестиваля начинающих режиссёров «Кинопроба». Помимо этого, часто крутят арт-хаусные ленты. И почти всегда в залах не остаётся свободных мест, люди стоят, сидят на ступеньках, на полу… Почему сегодня сложное и почти всегда невесёлое авторское кино собирает полные залы?

Вдумчивому зрителю приелось массовое кино, которое снимается по одним шаблонам. Хочется приходить в кинотеатр и видеть что-то новое: новые идеи, режиссерские задумки. Авторское кино — это глоток свежего воздуха среди прочего кинематографа, — говорит Екатерина, зрительница, которая пришла на сегодняшний показ.

— Мне стало интересно, я подумал «почему бы и нет», и пришёл. И очень удивился, когда увидел в зале столько знакомых лиц. Это действительно становится популярным в, так скажем, интеллектуально настроенных кругах молодёжи, — отвечает на мой вопрос Евгений, его я тоже поймала на выходе из зала.

Это действительно становится популярным в, так скажем, интеллектуально настроенных кругах молодёжи

Может быть, именно на этих показах родится новое поколение зрителей, тех, кто будет готов смотреть такое кино. Немассовое, некассовое, то, которое ещё много раз «не» по разным параметрам. Которое требует от человека, сидящего в кресле, мысленных усилий и терпения, но даёт больше, чем классический блокбастер, где добро в тысячный раз победило зло по шаблонному сценарию.

0 0 0 0 0